Довольно часто слышатся претензии родителей на сложность школьной программы, которую с трудом осваивают как в начальной школе, так и в старших классах. Но есть мнение, что эти жалобы не имеют объективных оснований, а основные причины – в отсутствии понятных методик для организации домашнего учебного процесса.
ОтличникиПопробуем скомпоновать различные рекомендации педагогов и предложить простой, понятный алгоритм становления ученика-отличника. Но нужно понимать, что самый ответственный, базовый период – это начальная школа, а точнее – все начинается с первого класса.
И прежде всего нужно начинать с родителей – именно они пугают детей «сложными программами». Например, папа или мама открывают учебник, видят там незнакомые слова типа «фонема» и падают в обморок «Ах, как это сложно!» Ребенок тут же впадает в ступор «Ну как же смогу учиться, если даже папа с мамой не могут?!»
Домашняя работа. Главное – приучить ребенка к самостоятельной работе.
- Ежедневный просмотр дневника. Не проверка оценок, о которых необходимо спрашивать ребенка, не оскорбляя его сомнениями в его правдивости, а смотреть правильность заполнения дневника и домашние задания.
- Первокласснику нужно помочь сконцентрироваться на уроках – для ребенка это самое сложное. Можно поставить на стол песочные часы на 10 минут или заводить таймер. Это помогает ученику понимать течение времени.
- Ребенок должен сам для себя определить сложность задания и время его выполнения: показывает папе (или маме) задание по конкретному предмету и говорит – все ли ему понятно. Потом вместе определяют сколько минут нужно для выполнения этого задания. Например, «домашка» по математике – 10 минут, стих – 15 минут, окружающий мир – 7 минут.
- Через намеченные 10 минут ребенок показывает свой результат. Если не успел, рассказывает что у него вызвало затруднение и вместе с родителями решает – какая нужна помощь и нужна ли она вообще.
- При выполнении «домашки» пусть ребенок сам оценит качество, пусть скажет какую оценку он получит за эту работу.
- Если увидели, что не получилось на 5, нужно разъяснить почему не получилось выполнить на «отлично» и мягко, но настойчиво убедить переписать задание.
- Вот так каждый день, по каждому предмету и через три года он будет самостоятельно делать домашнюю работу на «отлично».
Отношение к оценкам. Главное – приучить ребенка к мысли, что нормальная оценка – это 5. Обязанность родителей – ежедневно проявлять искренний интерес к школьным делам ребенка.
- Безусловно хвалить за пятерки и ни в коем случае не ругать за двойки/тройки/четверки.
- Если ученик принес не пятерку, спросить «Что помешало?» – и вместе с ним разобрать упущения.
Вот так с самого первого класса день за днем ребенок привыкает быть отличником и сам старается держать планку. Тем более для него это несложно. На самом деле в начальной школе отличники уделяют домашней работе не больше времени, чем хорошисты.
Если вы запустили основу знаний ребенка, восстановить ее в начальной школе не очень сложно. Когда вы спрашиваете «Что помешало получить пятерку?» – выясняется конкретный пробел в базовых знаниях. И вот так постепенно, изо дня в день, года за два-три, восстанавливается основа обучения.