Как единороссы заставляют друг друга купить популярную газету

Власть и политика

В Нерюнгринском районе Якутии популярная газета, насмерть защищающая позиции Единой России, оказалась ненужной этой же Единой России.

Редактор нерюнгринской газеты «Просто Нюрка» рассказала, что происходит с изданием в связи с его продажей. Лариса Шароварина опасается, что из-за предвыборных интриг, жажды реванша единороссов, газета может просто погибнуть. Пройдет ли попытка единороссов на тех же граблях заехать на царство?

— Лариса, стало ли известно, кто станет следующим владельцем «ПН»?

— Да, покупатель определен. Причем, на мой взгляд, очень странным способом. Покупателя заставляют (обязывают) купить газету.

— Каким образом? Да и кто это, в конце концов?

— Политсовет Нерюнгринского отделения ЯРО ВПП «Единая Россия». Решение принималось на заседании регионального Политсовета в Якутске во вторник на прошлой неделе. Мое ощущение – процесс идет не по доброй воле будущих владельцев, а по принуждению: партия сказала надо!

— А что, по-вашему, их не устраивает?

— Цена, я думаю. Как бизнес наша редакция не интересна, выпуск газеты в маленьком городе едва-едва окупаемое дело при весьма низких зарплатах, прибыли тут нет и не будет. Все заинтересованные стороны это очень хорошо понимают. И откуда у Политсовета деньги на такую покупку? На членские взносы хватает купить писчую бумагу и ручки. Значит, обязанность купить газету ляжет на нескольких членов политсовета, у которых есть бизнес, то есть им придется выложить свои кровно заработанные деньги. При этом заплатить за то, что им принадлежать, по сути, не будет. Это противоречит предпринимательской сущности. Конфликт интересов тут неизбежен.

— То есть, вы видите опасность для газеты?

— Конечно! Я вообще предвижу ее гибель. Знаете же, что газету продают второй раз. Так вот при первом ее владельце – известном не только в Якутии, но и в России медиа-магнате Леониде Левине, «Просто Нюрка» была независимая от партий и частных лиц газета. Тираж ее достигал от 5 тысяч до 4.000-3.800 экземпляров еженедельно. Но последние четыре года это не так. В конце 2011 года газету купило, по сути, правительство республики через аффилированное ООО УПК Торгово-промышленной палаты РС (Я). Независимость в том виде, как было раньше, кончилась. Особенно это проявлялось в периоды выборов. Результат: тираж газеты упал до 3.200-2.200 экземпляров. Ниже этой отметки – это банкротство. Как думаете, упадет тираж, когда газета станет зависима от партии власти и нескольких частных лиц?

— С вашей стороны звучало, что претендентов купить «Просто Нюрку» несколько? Как думаете, почему предпочтение отдано партии «Единая Россия»?

— Действительно, их было несколько. Но газета – не автомобиль, кто готов больше платить, тому и продается. Вопрос продажи «Просто Нюрки» прорабатывался, в том числе, и политтехнологами. Тут как наше знаменитое «казнить нельзя помиловать»: тому, кто хочет купить продать нельзя, кто не хочет, купить придется.

— То есть, куплю-продажу газеты определяли политтехнологи?

— Я думаю, да. Ну, или люди близко стоящие к этому. И решающим обстоятельством стала победа кандидата «против всех» на выборах главы поселка Беркакит. За месяц до этого газету вполне могли продать и как автомобиль: тому, кто больше заплатит. Притом что ООО УПК Торгово-промышленной палаты РС (Я) действительно нуждается в финансовых вливаниях. Но выборы… Посчитайте, сколько их предстоит в ближайшем году: в декабре 2015-го – главы п. Беркакит, в феврале 2016-го главы п. Чульман, в сентябре 2016-го — большие гонки в Госдуму РФ и в кресло главы Нерюнгринского района. И на каждые единороссы строят амбициозные планы. И вот тут «Просто Нюрка» становится интересна тем, что она «Просто Нюрка». У нее есть сложившийся круг читателей, которые ей доверяют. И на газету теперь смотрят не как на бизнес, а как на политический проект. А эти вещи сегодня оцениваются гораздо дороже. Владение брендом «Просто Нюрка» обещает иные «прибыли» — голоса избирателей на выборах, создание «правильного» образа врага или друга, формирование общественного мнения и прочие нематериальные, но очень ценные вещи. Такая «корова нужна самому!», то есть самой партии «Единая Россия». Поэтому принято решение Якутского регионального отделения  — купить «Просто Нюрку», чтобы, не дай боже, этот ресурс не достался стороне соперника.

— Что-то это напоминает 2011 год, когда по тому же принципу ее заставили купить ООО УПК Торгово-промышленной палаты РС (Я)…

— Именно! Я вижу повторение в точности того, когда осенью 2011 года о продаже газеты с Левиным договорился Андрей Фитисов, будучи еще даже не кандидатом на главу района, а только лидером эсеров. Во имя победы Виктора Скотаренко – кандидата «Единой России» газету перекупили у Фитисова. Отличие той ситуации от нынешней лишь в том, что сегодня все решает не денежный, а политический расчет.

— Ни одна газета в республике не меняет так часто владельцев, как «Просто Нюрка». Большинство газет их вообще не меняют. А здесь прямо напасть какая-то… Вы можете это объяснить?

— Выборы. И «грабли» те же…

— Почему «грабли»? Так говорят, когда предрекают неудачный исход…

— А вы вспомните исход выборов главы района в декабре 2011-го. Газету купили ради победы кандидата «Единой России», а победил справедливорос Фитисов. И сегодня газету покупают ради победы кандидатов «Единой России»… Ничего нового. На тех же «граблях» поедут на царство.

Беседовали Сергей Сумченко и Лариса Шароварина.


Все про газету «Просто Нюрка» здесь

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)