Кто виноват в самоубийстве 14-летней девочки?

Нерюнгри

Случай в одной из школ Нерюнгринского района страшен в своей банальности: 14-летняя девочка покончила жизнь самоубийством. Эта беда стала настолько распространенной, что на подобные заголовки уже не обращают внимания. По итогам 2012 года Россия заняла печальное первое место в Европе по уровню детских и подростковых суицидов, а Якутия третья в России, несмотря на антисуицидальные мероприятия. А может благодаря им?

В народе говорят: «Хочешь провалить дело – поручи его чиновникам». Эта трагедия произошла в октябре 2013 года, во время республиканского месячника психологического здоровья детей и подростков. На практике это означает, что Министерство образования совместно с прокуратурой обязали школы выявлять подростков, склонных к суициду. Для этого педагоги должны провести анкетирования с применением так называемого «Опросника суицидального риска (модификация Т.Н.Разуваевой)» и «Шкалы безнадежности Бека».

Происходит это так: учитель читает вопросы, а ученики проставляют в своих бланках «плюсы-минусы». Вроде бы нормально. Но что это за вопросы? Их просто почитать – уже страшно!

  1. Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.
  2. Вас часто одолевают мрачные мысли.
  3. Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.
  4. В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.
  5. Вам определенно не везет в жизни.
  6. Учиться Вам стало труднее, чем раньше.
  7. Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.
  8. Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.
  9. Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.

Всего 29 тому подобных пунктов!

Еще школьникам раздают анкету «Шкала безнадежности» (автор – американец Аарон Бек), где надо ответить «верно-неверно» на утверждения типа:

—         Мне пора сдаться, т.к. я ничего не могу изменить к лучшему

—         У меня нет никаких просветов и нет причин верить, что они появятся в будущем

—         Всё, что я вижу впереди — скорее неприятности, чем радости

—         Я не надеюсь достичь того, чего действительно хочу

А теперь представьте подростка, у которого пошла «полоса невезения»: в школе двойки, мама пьет с очередным «папой», нет денег, чтобы пригласить девушку в кино, кроссовки порвались… И вот такому восьмикласснику зачитывают эти убийственные «утверждения».

Что он должен испытать, наглядно увидев кучу минусов, которые ему кричат «Ты неудачник!»

Как можно заставлять учителя произносить для детей вслух утверждения из «опросника суицидального риска», а ученика читать «шкалу безнадежности»? Особенно показательна фраза «Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни».

Каждый, кто хоть немного знаком с подростковой психологией, знает: если хочешь заставить школьника что-то сделать, скажи ему «Ты еще не дорос» или «Это только для взрослых». Чтобы доказать свою «зрелость», он в лепешку разобьется, что иногда и происходит буквально, когда они прыгают с крыш многоэтажек.

В Управлении образованием успокаивают – по тестам с учащимися работают индивидуально профессиональные психологи. Но так ли это? В школе 500 человек. Один психолог (даже не будем говорить о его квалификации). На опрос одного учащегося минимум 10 минут. Итого 5000 минут или более 80 часов или 11 рабочих дней непрерывного опроса!

Даже если эти бездумные тесты и выявят двух-трех подростков, склонных к суициду. Что дальше? Позовут к школьному психологу, чтобы она рассказала очередные прописные истины (проще сказать – нотацию)? Пригласят к прокурору? Вызовут родителей в КДН (комиссия по делам несовершеннолетних)? Отвезут в приют?

Прокуроры и чиновники! Что вы можете сделать для подростка, у которого дома мать-алкоголичка или, наоборот, родители – бизнесмены, с раннего детства бросившие ребенка в кучу дорогих игрушек?

Госпожа Разуваева и чиновники от образования! Вы целенаправленно работаете над увеличением подросткового суицида или это у вас по причине безграмотности? Кто рекомендовал использовать в школах опросник, разработанный специалистом по инновационной деятельности педагогического коллектива? А вы знаете, что Шкала безнадежности Бека рекомендована не подросткам, а людям, ранее уже совершавшим попытки самоубийства?

Может пора обратиться к профессионалам и выяснить причины, а не проводить «мероприятия» для очередной галочки. Ведь это не подопытные кролики, а наши дети.

 

По данным статистики. За последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 37 процентов. В 2009 году в стране было 260 подростковых суицидов. А уже в 2010-м — в 1,2 раза больше. До 20 самоубийств на 100 тысяч подростков — в три раза больше, чем мировой показатель.

Еще более пугающая ситуация в стране в более старшей возрастной категории 14-18 лет. По официальной статистике 2500 молодых людей свели счеты с жизнью в прошедшем году. Кроме того, совершили суициды 50 малолетних детей в возрасте от 5 до 9 лет

 

Справка по специалисту в подростковой психологии

Разуваева Татьяна Николаевна, доктор психологических наук.

Научная тема «Социально-психологическая структура педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности».

Список опубликованных работ

Монография

1.Разуваева Т.Н. Психология коллектива как субъекта инновационной деятельности. – Сургут: РИО СурГПУ, 2009. – 20 п.л.

Статьи, тезисы

2.Разуваева Т.Н. К вопросу управления инновационной деятельностью школы // Сб. научн. трудов: Управление высшими учебными заведениями в свете реализации приоритетного национального проекта «Образование» / Под ред. С.Д.Резника – Пенза: ПГУАС, 2007. — 0,3 п.л.

3.Разуваева Т.Н. Мотивация инновационной деятельности школы // Сб. научн. трудов: Региональная система подготовки кадров: состояние, проблемы, перспективы / Под ред. Т.И.Елисеевой и др. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007. — 0,5 п.л.

4.Разуваева Т.Н. Подходы к изучению инновационной деятельности педагога // Сб. научн. трудов: Развитие инновационного потенциала отечественных предприятий и формирование направлений его стратегического развития / Под ред. Ф.Е.Удалова. – Пенза: РИО ПГСХА, 2007. — 0,3 п.л.

5.Разуваева Т.Н. Ведущие мотивы и механизмы стимулирования инновационной деятельности педагога // Проблемность в общем и профессиональном образовании как условие повышения качества жизни выпускников школы, вуза / Отв. ред. Е.В.Ковалевская – Нижневартовск: НГГУ, 2008. — 0,6 п.л.

6.Разуваева Т.Н. К вопросу об исследовании инновационной деятельности педагога // Сб. научн. трудов: Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Москва-Шадринск Изд-во ШГПИ, 2007. — 0,5 п.л.

7.Разуваева Т.Н., Кусяпкулова Г.Р. Исследование условий инновационной активности педагога // Социология и управление персоналом / Вестник университета: ГО-УВПО «Государственный университет управления», 2007. № 11. – 0,5 п.л.

8.Разуваева Т.Н., Данильченко О.В. Влияние форм поощрения на инновационную активность учителей // Социология и управление персоналом / Вестник университета: ГОУВПО «Государственный университет управления», 2007. № 12. – 0,5 п.л.

9.Разуваева Т.Н. К теории изучения готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности // Сб. научн. трудов: Психолого-педагогические основы профессионального формирования личности в условиях перехода к двухуровневой модели образования: / Под ред. В.В.Сохранова. – Пенза, 2008. –0,4 п.л.

10.Разуваева Т.Н. К исследованию готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности // Социология и управление персоналом / Вестник университета: ГОУВПО «Государственный университет управления», 2008. № 6. – 0,5 п.л.

11.Разуваева Т.Н. Модель педагогического как субъекта инновационной деятельности // Социология и управление персоналом / Вестник университета: ГОУВПО «Государственный университет управления», 2008. № 9. – 0,5 п.л.

12.Разуваева Т.Н. К исследованию педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности: // Сб. научн. трудов. Проблема качества образования и профессиональной компетентности в условиях инновационного образовательного процесса. – Сургут: Изд-во СурГПУ, 2008. – 0,6 п.л.

13.Разуваева Т.Н. Готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности // Сб. научн. трудов: Проблема качества образования и профессиональной компетентности в условиях инновационного образовательного процесса. — Сургут: Изд-во СурГПУ, 2008. – 0,5 п.л.

14.Разуваева Т.Н. К исследованию установки педагогических коллективов на инновационную деятельность // Сб. научн. трудов: Инноватизация в России: успехи, проблемы и перспективы. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. – 0,3 п.л.

15.Разуваева Т.Н. К построению модели педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности // Сб. научн. трудов: Психология и педагогика со-временного образования в России. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. – 0,3 п.л.

16.Разуваева Т.Н. К исследованию эффективности инновационной деятельности педагогических коллективов // Сб. научн. трудов: Перспективы развития систем среднего и высшего профессионального образования современном обществе. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. – 0,3 п.л.

17.Разуваева Т.Н., Данильченко О.В. Мотивация инновационной деятельности школы // Сб. научн. трудов: Региональная система подготовки кадров: состояние, проблемы, перспективы / Под ред. Т.И.Елисеевой и др. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007. — 0,5 п.л.

18.Разуваева Т.Н. Понятие готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности // Социология и управление персоналом / Вестник университета: ГО-УВПО «Государственный университет управления», 2008. № 12. – 0,5 п.л.

19.Разуваева Т.Н. Социально-психологическая структура педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности // Социология и управление персоналом / Вестник университета: ГОУВПО «Государственный университет управления», 2009. №– 0,5 п.л.

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)