Новый год по-эвенкийски встретили в Южной Якутии

Нерюнгри

В селе Иенгра Нерюнгринского района Якутии состоялся традиционный эвенкийский национальный праздник Икэнипкэ. В этом году он был посвящен сразу нескольким датам и событиям – Году экологии в России, Году молодежи в Якутии, Году национального единства в Нерюнгринском районе и 15-летию этнокультурного центра «Эян» имени Валентины Еноховой.

НОВЫЙ ГОД ПО-ЭВЕНКИЙСКИ

Праздник Икэнипкэ в селе Иенгра проводится ежегодно с 1994 года и в нем не используются елки www.1001elka.ru. Старейшины Иенгры рассказывают, что в 90-е годы первое время сельчане боялись праздника Икэнипкэ из-за того, что некоторые из обрядов давно не совершались. «Вдруг что-то не то сделаем, и духи на нас обидятся», — сомневались старики. Теперь все сомнения, конечно, давно уже позади. Благодаря знатокам и собирательницам эвенкийского фольклора, изучению традиций и духовного наследия предков, эвенки Иенгры освоили возрожденный праздник и вместе со всеми нерюнгринцами по праву гордятся им.

Национальный летний праздник давно вышел за пределы небольшого села. На летнюю встречу нового года всегда приезжает много гостей из города Нерюнгри, всех поселений Нерюнгринского района, из Якутска и даже из-за пределов нашей республики. Икэнипкэ не случайно стал одним из самых любимых и почитаемых праздников гостей Нерюнгринского района. На празднике возрождения древнейших обрядов и народных традиций всегда можно познакомиться с обрядовым фольклором, песенно-танцевальной культурой эвенков, с традиционными национальными играми. К тому же, Икэнипкэ – это праздник традиционного эвенкийского гостеприимства, что на себе прекрасно почувствовали все его участники в этом году.

Само «икэнипкэ», как и все, что связано с культурой и мировоззрением эвенков, пришло в эвенкийский и наш язык из природы. Эвенки традиционно считают, что так кричит первая кукушка в лесу. Икэпипкэ – это наступление нового года для эвенков, время расцвета всего живого, когда летняя природа начинает излучать жизненную энергию с новой силой.

СВЯЩЕННЫЕ ОБРЯДЫ

Праздник на обрядовом комплексе «Итыкит» в селе Иенгра начался с традиционного обряда очищения «улгани». Все участники, пришедшие на большую поляну в лесу на берегу реки Иенгра, прошли под деревянной аркой чичипкан через благотворный дым, обмахиваемые ветками. Чичипкан – это два ствола молодых лиственниц с завязанными верхушками.

По верованиям эвенков, каждый должен пройти этот обряд для того, чтобы предстать перед духами без злых помыслов. Огонь сжигает всё дурное, а окуривание дымом багульника очищает души. Прошедшим через чичипкан гостям вручали полоски ткани.

Полоски ткани – это олицетворение и воплощение представлений о нитях жизни, о веревке – судьбе. Привязывая на дерево полоски, мы как бы соединяем свою нить жизни с нитью – жизни деревьев, то есть отдаем ее в руки верховному божеству Эникэн Буга. Загадывая свои заветные желания, участники слышали традиционное эвенкийское пожелание: «Авгара бикэллу, экэллу бумурэ, ңэлэмуhивэ экэллу, аят бэйңэкэллу, кутучи бикэллу»! (Будьте здоровы, не болейте, запретное не делайте, будьте удачливы в охоте, будьте счастливы!)

Второй традиционный обряд – кормление реки. Все гости праздника спустились к реке Иенгра. Женщины на эвенкийском языке исполнили песню-благословение реке. Участники, спускаясь по очереди на каменистый берег, кормили реку кусочками хлеба и мяса, веточками растений.

Обрядовая часть продолжилась умасливанием ритуального столбика Сэвэк Мо. Как рассказала подробно комментирующая все обряды руководитель народного фольклорного ансамбля «Юктэ» Александра Игнатенко, ритуальный шаманский столбик сэвэк-мо передает представление эвенков о вселенной. Куполообразный верхний выступ на этом столбике изображает верхний мир, где живет добрый дух Сэвэки. Дисковидный средний круг – это земля (срединный мир), где живут люди. Округлый нижний выступ на столбике – это нижний мир, где живет злой дух Харги.

Обмазывая сэвэк-мо медвежьим жиром, люди земли Дулин Буга ублажают и заговаривают, прося духа Сэвэки о хорошей жизни. Главная функция Сэвэки – создание всего живого на земле, в том числе людей, детей, оленей, растений. «Могучий дух Сэвэки! Повернись к нам лицом и улыбнись! Пусть умилостивится твоя душа!», – просила по-эвенкийски ведущая обряда, а обходившие его трижды по кругу по часовой стрелке, опять-таки, загадывали желания и просили счастья всему народу у духа дедушки Сэвэки.

Четвертый обряд — «Имты» — обряд кормления огня. Это самый всеобъемлющий и всеохватывающий обряд, потому что, по представлениям эвенков (и не только их), огонь – это посредник между человеком и высшим божеством Буга. Угощение духа огня – обязательный обряд, который соблюдается в любом доме и любой семье. Огонь кормят по всевозможным случаям и почти ежедневно. Дух огня в виде седовласой бабушки Энекан Того проживает в теплом, греющем очаге любого человека.

Окончилась обрядовая часть Икэнипкэ-2017 традиционным хороводом вокруг огня «осорай».

ПОЗДРАВЛЕНИЯ ГОСТЕЙ

Затем началась официальная часть праздника, которую словами поздравления и добрых пожеланий односельчанам открыла глава Иенгринского эвенкийского национального наслега Ольга Игнатенко.

«Сегодня замечательный праздник! На нашу землю пришло лето. Желаю вам, чтобы в Иенгре рождалось много детей, чтобы крепли семьи, росли оленьи стада. Мы, районные власти, всегда будем вам помогать. Добра, счастья, мира, созидания!», — пожелал жителям Иенгры глава Нерюнгринского района Виктор Станиловский.

Со словами поздравлений к жителям Иенгры обратился председатель Нерюнгринского районного совета депутатов Валерий Селин. Он пожелал «чтобы земля была плодородной, в реках водилась рыба, плодились олени». «Эвенкийская земля нам очень дорога», — добавил председатель райсовета.

От имени Ил Тумэна жителей Иенгры поздравил народный депутат Якутии, директор Технического института (филиала) СВФУ Сергей Павлов. Он рассказал, что в своем законотворчестве депутаты Ил Тумэн уделяют большое внимание проблемам жителей Крайнего Севера, коренных малочисленных народов Севера, в том числе, разумеется, Иенгры. Законы направлены улучшение уровня жизни сельчан.

То, что в плане поддержки коренных малочисленных народов Севера у Якутии есть чему поучиться, подтвердил еще один гость праздника — заместитель председателя Законодательного Собрания Иркутской области Борис Алексеев. «В Иркутской области мы тоже уделяем внимание вопросам коренных малочисленных народов Севера, но у вас в Якутии проявляется больше души и меньше формализма. В этом плане нам есть, над чем поработать», — сказал вице-спикер юго-западных соседей Якутии.

С поздравлениями и подарками приехал на праздник председатель комиссии Нерюнгринского районного совета депутатов по здравоохранению, социальным вопросам и спорту, главный врач Серебряноборской больницы Гаврил Иванов.

Глава Иенгринского эвенкийского национального наслега Ольга Игнатенко вручила ценные подарки ветеранам, отмечающим в этом году 70-летие. Среди них есть удивительные люди. Например, Людмила Решетняк после окончания педагогического училища всю трудовую жизнь (32 года) проработала в школе села Иенгра с одной записью в трудовой книжке «Принята учителем начальных классов». Была награждена почетным знаком «Отличник народного просвещения» и почетной грамотой Министерства образования Якутии.

От имени председателя ассоциации эвенков Республики Саха (Якутия) Бориса Николаева глава села Ольга Игнатенко вручила почетную грамоту Альбине Курбальдиновой – оленеводу стада №20 МУП «Золотинка». В этом году Альбина Матвеевна стала победительницей ежегодного республиканского конкурса в сфере традиционного природопользования «Аннани Бэйэннин – 2017».

Перед односельчанами с поздравлениями выступила представительница рода Бута, работавшая секретарем и председателем сельского совета, и главой Иенгры, кавалер Знака отличия «Гражданская доблесть» Альбина Завьялова.

Завершая официальную часть праздника, потомственный внук оленеводов Станислав Семенов вынес на сцену символ праздника Икэпипкэ — колокольчик — и вручил его главе Иенгры Ольге Игнатенко.

ЕЩЕ ОДИН ЮБИЛЕЙ

Следующим блоком праздничной программы стало выступление творческого коллектива этнокультурного центра «Эян» имени Валентины Еноховой. Сцену работникам ЭКЦ предоставили не случайно: центр открылся 12 июля 2002 года, и таким образом, в этот день отмечал свое 15-летие.

С первого дня в «Эяне» работала выпускница Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Ольга Игнатенко, ныне – глава села Иенгра. С того же первого дня и по сей день в «Эяне» трудятся художественный руководитель эвенкийского народного фольклорного ансамбля «Юктэ» Александра Игнатенко, Галина Тырылгина, Елена Плотникова.

Директор ЭКЦ «Эян» — Татьяна Кириллова рассказала о каждом из своих работников. В их числе художественный руководитель этнокультурного центра Юрий Кириллов, старший методист Константин Марков, бухгалтер Александра Константинова, заведующая филиалом районной библиотеки Галина Тырылгина, специалисты этнокультурного центра Елена Плотникова, Алена Максимова и Яна Дьячковская, библиотекарь Алена Решетняк.

Состоялся непродолжительный, но очень веселый концерт в честь 15-летия этнокультурного центра. В финале на сцену вывезли огромный двухэтажный торт. 15 свечей на нем дружно задули работники юбиляра. а заблаговременно нарезанными кусочками торта угостили всех детей. присутствовавших на празднике.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩИНЫ

В этом году почетными гостями праздника Икэнипкэ стали представители Нерюнгринского отделения общественного движения «Ассамблея народов Республики Саха (Якутия)». В этом году отделение отмечает свое 20-летие, в связи с чем и был объявлен Год национального единства в Нерюнгринском районе.

Представители национальных диаспор приехали не просто так, а со своим большим концертом. Концерт, который провели председатель эвенкийской общины Нерюнгринского района Елена Ломоносова и художественный руководитель этнокультурного центра «Эян» Юрий Кириллов, открыл народный фольклорный ансамбль «Юктэ» с танцем «Сигун».

Бурятский национальный народный ансамбль «Алтан булаг» (руководитель Долгор Батожапова) показал танец «Ехор». Геннадий Казанцев, открывший зрителям Иенгры, что в его жилах тоже течет эвенкийская кровь, исполнил песни «Вот и здравствуй!», «Дожди»

Представительница русской общины Татьяна Лазовенко пришла на праздник с песнями «Субботея» и «Как хотела меня мать», Виолетта Лазовенко – с песней «лучше друга не найти». Представители казахской общины Галина и Алия Петровы показали песню «Кызыл урюг», а студия танца «Баяр» пришла с бурятским танцем.

Выступления национальных общин поддержали хозяева площадки: ансамбль «Юктэ» исполнил танцы «Варежки», «Угэлэй» и «Тундара», а Никита Оветчин – песню «Иенгра».

Долгор Батожапова исполнила соло на моринхуре (бурятский народный инструмент), а затем песню «Ханхинад хухы». Наталья Корж подарила жителям Иенгры русские народные песни «Раскачала» и «Ворожи — не ворожи».

А завершила концерт Нерюнгринского отделения Ассамблеи народов Республики Саха (Якутия)» общая песня про Нерюнгри «Город дружбы» на слова и музыку Долгор Батожаповой.

ДРУГИЕ СОБЫТИЯ

В этот день на праздничном обрядовом комплексе «Итыкит» в селе Иенгра произошло еще немало интересных событий. Днем на той же сцене проходил конкурс национальной одежды «Аяврив эвэды тэткэв». В нём участвовали и взрослые, и дети, младшему из которых не было и одного годика.

Проходили традиционные конкурсы национальной кухни «Алапчу девгэ» и песенного творчества «Мелодии Иенгры».

В течение всего праздничного дня проходил стать конкурс семейных династий оленеводов «Урикит инин». Он включал в себя представление красочно и содержательно оформленных фотоальбомов и других наглядных материалов, отражающих работу семейных династий, участие в конкурсе «Алапчу дэвгэ», спортивном состязании «Химатмэр, ухитмэр, эңэхитмэр» и в конкурсе на лучшее исполнение хоровода «Икэн».

Жюри оценивало сохранение самобытной культуры и традиционного уклада жизни, стаж работы семейной династии в оленеводстве, участие в общественной жизни, ассортимент традиционных национальных блюд и соблюдение технологии их приготовления, традиционное гостеприимство, мастерство исполнения хороводных танцев.

В рамках праздника прошли спортивные соревнования по волейболу, молодежная развлекательная игра «Сонинг», дискотека и другие интересные мероприятия.

Иенгра, в которой проживают более тысячи жителей, – село уникальной национальной эвенкийской культуры в Южной Якутии. Иенгра — гордость Нерюнгринского района, место, где люди бережно относятся к своей культуре, чтут память предков.

Икэнипкэ-2017 получился зрелищным и интересным. Этому способствовала сухая и жаркая погода, но в первую очередь — конечно, безусловный талант и самобытность жителей Иенгринского эвенкийского национального наслега. На празднике Икэнипкэ было много танцев, песен, жители и гости кружились в хороводах. Как всегда, порадовал своими номерами народный фольклорный ансамбль «Юктэ» и все другие артисты из дружной многонациональной команды Нерюнгринского района, выступившие на этом празднике.

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)