«Сила Сибири». Стройка нового века

Нерюнгри

Удивительное ощущение — быть причастным к строительству «Силы Сибири»! 40 лет назад, наверное, с таким же вдохновением журналисты писали про БАМ, ЮЯТПК, строительство города Нерюнгри…

«Сила Сибири» — грандиозное по своим масштабам сооружение, и касается оно, конечно, не только Южной Якутии, а имеет, без преувеличения, мировое значение. Корреспондент ИА SakhaNews побывал на грандиозной стройке, которая развернута в южно-якутской тайге, и его репортаж мы сегодня предлагаем нашим читателям.

НАЧАЛО СТРОЙКИ

Активные работы по строительству магистрального газопровода «Сила Сибири» в Нерюнгринском районе начались ровно год назад — в феврале 2017 года. Общая протяженность газопровода составит 2 158,5 километра, из них 1 290,7 километра пройдет по территории Якутии, а 260 километров — по территории Нерюнгринского района. В прошлом году компания «Краснодаргазстрой» построила временные вахтовые поселки в Иенгре, Чульмане, Большом Хатыми и Малом Нимныре. В общей сложности Краснодаргазстрой – дочернее предприятие ООО «Стройгазмонтаж» — кладет 1 124 километра магистрального газопровода по Алданскому и Нерюнгринскому районам, а также частично – по Амурской области до КНР. В других районах строительством занимаются еще «Ленгазспецстрой» и «Газрегион», но у нас работают только краснодарцы.

А вообще, конечно, все началось еще раньше. Поручение «Газпрому» проработать проект газопровода с рабочим названием «Якутия — Хабаровск — Владивосток» президент РФ Владимир Путин дал в октябре 2012 года. Был проведен конкурс на лучшее название газопроводу, и 27 декабря 2012 года было объявлено победившее название – «Сила Сибири». В мае 2014 года «Газпром» и китайская компания CNPC (хорошо знакомая нерюнгринцам по магистральному нефтепроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан») подписали контракт на 30 лет на поставку газа в Китай.

Согласно контракту, в год должно поставляться 38 млрд кубометров газа, общая сумма контракта составляет 400 млрд долларов.

1 сентября 2014 года Владимир Путин запустил строительство газопровода «Сила Сибири». Любопытно, что это произошло в Якутске, в местности Ус Хатын. Мы регулярно бываем там на «Ысыахе Туймаады», но газопровод, строго говоря, в этом сакральном месте проходить не будет. Тем не менее, церемония сварки первого стыка имела большое символическое значение, потому что это жизненно важная стройка для всей Якутии.

За строительство «Силы Сибири» со стороны Группы «Газпром» отвечает ООО «Газпром трансгаз Томск». С генеральным директором этой организации Анатолием Титовым нам удалось побеседовать вечером того же дня.

Маршрут трассы проложен вдоль действующего магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», в том числе в Нерюнгринском районе. Это позволяет оптимизировать затраты на инфраструктуру и энергоснабжение.

Диаметр трубы составляет 1 420 мм, рабочее давление — 9,8 Мпа. Строится восемь компрессорных станций. В том числе пять на территории Якутии. Пропускная способность должна составить 38 млрд кубометров газа в год.

Основной ресурсной базой для «Силы Сибири» считаются два месторождения в Якутии — Чаяндинское с запасами 1,2 трлн кубометров и Ковыктинское – 1,5 трлн кубометров. Планируется, что ежегодно на Чаяндинском месторождении будет добываться до 25 млрд кубометров газа и не менее 1,5 млн тонн нефти.

Начало добычи газа намечено на декабрь 2018 года, а первые экспортные поставки в Китай — на конец 2019 года.

С августа 2014 года на выполнение строительных и проектных работ на газопроводе «Сила Сибири» было привлечено более 25 подрядчиков. Общая сумма объявленных тендеров составила больше 184 млрд рублей.

Это только о первом этапе строительства газопровода. На втором будет построен участок от Ковыктинского месторождения в Иркутской области до Чаяндинского — около 800 км. На третьем этапе планируется расширение газотранспортных мощностей на участке от Чаяндинского месторождения до Благовещенска. Но это уже дело 20-х годов, а мы пока еще в 2018-м.

УЮТНАЯ ВАХТОВКА

На уютной и удивительно комфортабельной для данного класса машин вахтовке ООО «Газпром трансгаз Томск» едем из Нерюнгри в тайгу. Газпромовские вахтовки отличаются от того, что мы видели раньше – выполненная на базе КамАЗа, она более уютная и современная. Правила перевозки людей очень строгие. Ездить здесь можно только сидя, все пассажиры фиксируются ремнями безопасности. Никаких стоящих пассажиров.

Технологическая дорога неровная, хотя вполне проходимая, особенно зимой, когда её не размывает дождями. На улице минус 40, но в машине тепло и уютно. Большие светлые окна. Мощная электропечь на случай мороза и кондиционер на случай жары. Водитель видит абсолютно все, что происходит в салоне примерно на 25 человек, с помощью видеокамеры. Так что, если во время непредвиденной остановки кто-то начинает собираться на выход, водитель объявляет по радио: «Пока не выходим».

В городе к нам в вахтовку садится Александр Ракушин – первый заместитель начальника управления РУСО в Нерюнгри. Надо отметить, что сегодня у ООО «Газпром трансгаз Томск» на территории Якутии работает одно линейно-производственное управление магистральных газопроводов (ЛПУМГ) в Ленске, а также три региональных управления по строительству объектов (РУСО) — в Олекминске, Алдане и Нерюнгри. От него мы узнаем первую, общую информацию о строящемся магистральном газопроводе.

Вахтовка бодро едет сначала по городу, затем сворачивает на Беркакит, выезжая на Амуро-Якутскую магистраль. На полпути между Беркакитом и Иенгрой автомобиль поворачивает налево, и здесь, на автомобильной стоянке, нас встречает руководитель проекта ООО «Краснодаргазстрой» Алексей Иванцов. Дальше без него никакая вахтовка не проедет. Он будет сопровождать нас по всей дороге до газопровода. Зато ему можно задать любые вопросы, и он, кажется, знает ответ на любой из них.

Но для начала Алексей Валентинович проводит обязательный инструктаж по технике безопасности. Мы расписываемся в специальном журнале.

Дальше около 15 минут едем вглубь тайги. Пересекаем засыпанное снегом непонятное сооружение в бесконечной лесной просеке, вдоль которого установлена линия электропередачи. Здесь-то и узнаем впервые, что это не что иное, как построенный восемь-десять лет назад, и тоже на наших глазах, магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан». Он работает совершенно незаметно для постороннего глаза, и, надо сказать, никаким передвижениям обитателей тайги не мешает.

КОРИДОР И ДОРОГИ

Здесь и возникает наш первый вопрос к специалистам: правда ли, что газопровод «Сила Сибири» строится в «коридоре» уже действующего магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан»? «Правда, — отвечает Александр Олегович Ракушин. – В Нерюнгринском районе расстояние между двумя проводными системами составляет примерно от полутора до пятнадцати километров».

То есть, по меркам тысячекилометровых расстояний тайги, совсем рядом. Но в реальности «строительство в одном коридоре» с ВСТО – понятие, конечно, достаточно условное. С одной трубы на другую не перепрыгнешь, и другую трубу не увидишь.

Поэтому все тут делается фактически заново, и просека по тайге рубится своя собственная. Единственное, чем можно воспользоваться от магистрального нефтепровода – часть технологических дорог, что, конечно, немного облегчает задачу строителям и позволяет немного оптимизировать затраты на инфраструктуру и энергоснабжение.

Весь Нерюнгринский район — это глухая тайга, болота, многочисленные ручьи и речки, крутые склоны сопок. А самое сложное – полное отсутствие дорог, которых в тайге не было со дня сотворения мира. Построенные ранее технологические дороги должны помочь строителям «Силы Сибири». Так оно в целом и происходит. И все же специалисты-практики рассказывают, что все не так просто. Газовики сетуют на то, что нефтяники выбрали оптимальный маршрут, а им приходится пользоваться как бы уже тем, что «осталось».

Специфика строительства магистрального газопровода «Сила Сибири» — в нехватке заездов на линейную трассу. Сегодня проектный институт рассматривает варианты, как обеспечить доставку труб, материалов и оборудования. Проектом также предусмотрено строительство вдольтрассового проезда, по которому будет осуществляться доставка материалов и оборудования для строительства крановых узлов и пунктов радиорелейной связи и их дальнейшая эксплуатация. Кроме того, необходимо понимать, что трасса в Нерюнгринском районе (да и во многих других местностях Якутии) пролегает в сложной гористой местности, где крутизна склонов порой достигает 33-34 градусов.

То есть, по-любому, без дополнительных работ строителям не обойтись. Взрывать, срезать, сглаживать склоны, чтобы на них могла работать техника, приходится много.

ПРОСЕКА И ТРУБЫ

Тем временем, проехав около 15 минут вглубь тайги, наша вахтовка поворачивает направо. Еще около получаса едем вдоль широкой лесной просеки, в которой будет построен будущий газопровод. По пути расспрашиваем специалистов, как здесь все начиналось.

Вообще, что такое строительство газопровода в целом? Если описать все стадии вкратце, то это расчистка трассы, разработка траншеи, доставка труб, сварка двухтрубок, сварка в плеть, контроль швов, изоляция, контроль изоляции, подготовка к укладке, укладка труб, обратная засыпка и так далее. Есть еще множество других сопутствующих операций. На каждом этапе — строжайший контроль. И даже после окончания строительства еще предстоит комплекс работ по строительству крановых узлов, объектов энергетики, автоматики, электрохимзащиты, связи, продолжение строительства баз линейно-производственных управлений магистральных газопроводов и компрессорных станций.

Строительство будущего газопровода началось с производства работ по лесосведению (вырубке просеки) на трассе в границах полосы отвода. Потом производится срезка почвенно-растительного слоя.

Даже на относительно равнинной части трассы рытье траншей не обходится без буровзрывных работ – в нашей тайге много скальника и мерзлоты. Скальный камень богато лежит и в глубине, и на поверхности.

Мало кто даже из жителей Нерюнгринского района знает, что мы живем, оказывается, на территории «каменных рек». Это так называемые курумы — скопища глыб. Пятнами курумов плотно усеян нерюнгринский ландшафт. На них ничего не растет, потому что камни постоянно находятся в движении. Оно очень медленное, но и этого достаточно, чтобы растереть в пыль любое растение.

Строители газопровода это знают, и их задача – предпринять меры, чтобы курумы также не «стерли» с лица земли газопровод. Всё должно быть идеально, и даже малейшее повреждение в структуре магистрального газопровода здесь абсолютно недопустимо.

В работы по лесосведению входят такие операции, как расчистка трассы от леса и кустарника, срезка крутых продольных склонов (косогоров), которых немало в нашей местности. Проведение защитных противообвальных и противооползневых мероприятий, проведение мероприятий, обеспечивающих минимальное промерзание грунта. Большой объем работ занимает строительство временных дорог, водопропускных, водоотливных и осушительных сооружений на подъездах к трассе и вдоль неё, а так же мостов и переправ через реки, ручьи, овраги. Подъездные дороги защищаются от снежных заносов.

Временные базы и склады для хранения материалов и оборудования были устроены еще раньше.

Второй этап – это транспортные и погрузочно-разгрузочные работы. На технологической дороге, по которой мы около часа ехали на вахтовке, то и дело встречаются груженые «Татры». Эти автомобили перевозят технологические грузы.

Для сооружения магистрального газопровода на трассу доставляют и развозят по ней трубы, секции труб, запорную арматуру (краны, задвижки), железобетонные крупногабаритные изделия, изоляционные материалы, монтажное оборудование, механизмы и другие специальные грузы. Основной объём транспортируемых грузов составляют, конечно, сами трубы и секции труб. Трубы – красивые, надежно закрытые с обеих сторон заглушками и в синем полиэтилене – везут специальные автомобили – трубовозы. На базе временного хранения, где хранятся трубы, мы тоже побывали. Она находится рядом со станцией Беркакит.

Секции труб, доставленные к месту производства монтажных работ, как правило, разгружают с транспортных средств трубоукладчиками.

Два слова о трубах. Все они стальные, российского производства имеется антикоррозионная защита трубопроводов, в том числе их производят Выксунский металлургический завод, Челябинский трубопрокатный завод. Те, которые сейчас применяются в Нерюнгринском районе, и мы их видели, делает Ижорский трубный завод (Санкт-Петербург). Эти трубы имеют внутри максимально гладко покрытие. Такая технология снижает затраты энергии на транспортировку газа за счет уменьшения шероховатости трубы и, соответственно, трения. Внешняя изоляция труб выполнена из новых нанокомпозиционных материалов, чтобы обеспечивать высокую коррозионную стойкость газопровода. Учитывая, что Нерюнгринский район относится к регионам с повышенной сейсмической активностью, у нас используются трубы с повышенной деформационной способностью. Есть также специальные технические решения по их укладке, в которые мы вдаваться не будем, их знают специалисты.

Почти одновременно с доставкой и погрузкой-разгрузкой на стройке проходят земляные работы. Сюда входят создание амортизирующей песчаной подкладки под газопровод, обвалование, отсыпка насыпей и рекультивация. После разбивки трассы сооружаемого участка магистрального газопровода и выполнения подготовительных работ, сооружают амортизирующую прокладку. Прокладку сооружают из привозного песка с последующим уплотнением слоёв. Толщина амортизирующей прокладки варьируется в пределах 100-150 мм и должна полностью перекрывать острые камни, куски твёрдого грунта и т.д., способные повредить заводское противокоррозионное покрытие.

УКЛАДКА И СВАРКА

И вот, наконец, мы на месте. Южно-якутская тайга в нескольких десятках километров северо-западнее Иенгры, примерно 1 212-й километр магистрального газопровода «Сила Сибири». Работа здесь идет очень четко. Людей не так уж много, но те, кто есть, – специалисты высочайшего класса, каждое движение которых буквально отточено. Также четко работает техника, которой здесь можно просто любоваться, получая буквально эстетическое удовольствие.

Как мы поняли, на строящейся трубе работают две группы специалистов. Первые называют себя линейщиками — они делают только линейную часть газопровода, оставляя пробелы в местах пересечения дорог и инженерных коммуникаций. Вторые – так называемые разрывные бригады и бригады прокольщиков. Они занимаются переходами под железными и автомобильными дорогами, а также водными препятствиями.

Практически все эти люди – очень высококвалифицированные специалисты. Поскольку магистральные нефтепроводы и газопроводы в Нерюнгри строятся, мягко говоря, не каждый день, то и эти люди в регионе, что называется, находятся проездом. Большинство из них работает в «Газпроме» уже много лет — они строили газопроводы во всех уголках нашей страны и даже за рубежом. Построят в Нерюнгринском районе — поедут дальше. Газопровод очень длинный, тысячи километров.

Очень эффектно на строящемся газопроводе выглядит сварка, которая полностью ломает все наши предыдущие представления об этом процессе. Сварщики, работающие на магистральном газопроводе «Сила Сибири» здесь, по своим функциям ближе к компьютерщикам, чем к человеку в маске с закопченным стеклышком. В руках у них пульт с кнопками, а не сварочный аппарат с электродом. Перед глазами – куча сложных приборов, почти как в самолёте.

Итак, что мы видим здесь, на месте? Огромная труба максимально возможного диаметра — 1 420 мм. Техника раскапывает траншею под укладку газопровода. Параллельно с разработкой траншеи на готовых участках ведется устройство песчаной подушки на дне траншеи. Подушка обеспечивает защиту изоляции трубопровода от повреждений при укладке, а заодно выполняет роль демпфера в случае проявления морозного пучения грунта.

Практически одновременно с земляными работами производится вывозка и раскладка труб на трассе. Трубы очень бережно (можно сказать, нежно) укладываются на грунтовые призмы, которые не должны содержать скальных включений и древесных остатков, чтобы не произошло повреждение изоляции.

Трубопровод сваривают в так называемые плети комплексами автоматической сварки. За одну смену сваривается не менее 12 стыков в так называемые плети различной длины. Тут, как говорится, возможны варианты. По рассказам специалистов, на прямых и ровных участках при длине труб от 9 до 11,5 метра длина одной плети может доходить чуть ли не до километра. Но своими глазами мы таких плетей не видели.

После сварки плетей начинается подготовка плети к укладке. Для этого изолируются сварные стыки, проводится пескоструйная очистка стыка от ржавчины и загрязнений. Наносится специальная двухкомпонентная мастика, производится подогрев стыка и закрепление термоусаживающейся манжеты.

Подогрев производится индукционными катушками. После этого готовую плеть укладывают в траншею и далее защищают песчаной обсыпкой.

Перед засыпкой трубопровод балластируют утяжеляющими грузами. Балластировка трубопроводов — способ закрепления трубопроводов с помощью утяжеляющих грузов или бетонирования при прокладке их на заболоченных или обводненных грунтах.

Есть еще такая вещь, как грунтозащитные экраны(ГЗЭ). Назначение ГЗЭ, которые я поначалу называл по-простому «решетками», объяснил мне первый заместитель начальника управления РУСО Александр Ракушин.

После завершения обсыпки, трубопровод окончательно засыпается грунтом, с устройством валика. Но это будет немного позже, до этой стадии в Нерюнгринском районе дело пока еще не дошло.

После сварки, укладки и засыпки, магистральный газопровод должен быть очищен, испытан на прочность и проверен на герметичность. Но это произойдет уже в самом конце строительства, то есть уже в будущем 2019 году.

ПОТОЧНЫЙ МЕТОД

Работа по строительству газопровода организована так называемым поточным методом, одновременно, на разных участках. Для этого внутри строительно-монтажного управления формируются специальные подразделения — комплексные технологические потоки (КТП). Это что-то вроде участков на стройке. При этом каждый из них самостоятелен и оснащен всем необходимым для работы.

Фактически каждый комплексный технологический поток – это участок, живущий в одном из четырех вахтовых городков. Летом 2017 года мы ездили, например, на участок газопровода за Чульманом. Ехать туда надо сначала от Нерюнгри до Чульмана, затем несколько километров от Чульмана по хорошо знакомой нерюнгринцам дороге на «Нахот». Примерно посередине дороги на «Нахот» надо свернуть в тайгу и еще около 10 километров преодолеть по тайге.

Место, где мы были сейчас, зимой, относится к комплексному технологическому потоку №3, вахтовый городок которого находится в полутора километрах от Иенгры. Впрочем, в Нерюнгринском районе на строительстве магистрального газопровода «Сила Сибири» на всех четырех участках-КТП работает одна организация — ООО «Краснодаргазстрой». Первые специалисты этой компании приехали в Чульман в конце 2016 года. В Иенгре активные работы начались в феврале 2017 года. Примерно в то же время — в Хатыми и Малом Нимныре.

На все четыре участка в Южной Якутии мобилизованы около 2 тысяч специалистов и почти тысяча единиц техники. При этом «Стройгазмонтаж», к которому относится «Краснодаргазстрой», в течение всего прошлого года наращивал темпы строительства. В декабре года он вышел на пиковую загрузку.

Специалисты говорят, что зимой работа на строительстве магистрального газопровода «Сила Сибири» идет быстрее и проще, чем летом. Меньше естественных препятствий в виде проливных дождей, разлившихся ручьев, заболоченной местности и так далее. Единственное ограничение: работы идут при температуре воздуха не ниже 45 градусов мороза. Надо сказать, что «на трубе» обычно холоднее, чем в городе, и такие температуры в Нерюнгринском районе нынешней зимой уже бывали. При минус 45 техника останавливается. Но такие простои из-за погодных условий на отлично организованной стройке не так уж часты.

Как уже говорилось, в Нерюнгринском районе построены четыре вахтовых поселка строителей магистрального газопровода «Сила Сибири». Поселки получаются, конечно, разными. Хотя все они находятся вне населенных пунктов, в тайге, но в Чульмане, например, цивилизация близко. Рядом сравнительно большой поселок с людьми и магазинами. А вот, например, поселок Малый Нимныр в Алданском районе, где у «Краснодаргазстроя» построен еще один рабочий поселок — совершенно заброшенная территория. До ближайших примет цивилизации — 40 километров. Когда-то в советское время Нимныр был поселком геологов, кроме того, здесь обитали бывшие заключенные. Место городка выбрано здесь по двум причинам: во-первых, рядом проходит автодорога «Лена», а во-вторых, есть сохранившиеся электросети.

В Иенгре цивилизация от городка строителей магистрального газопровода совсем близко. До села не более одного километра, федеральная трасса «Лена» — абсолютно рядом. С электричеством тоже всё в порядке. Но все равно ездить на работу людям приходится примерно за 30 километров. Это около часа в одну сторону, потому что, согласитесь, скорость движения вахтовок по технологическим дорогам не столь уж высока.

Но даже эти вахтовые поселки являются временными. Когда участки, где производятся работы, отдаляются от базы на значительное расстояние, то база переезжает, как говорится, «вслед за трубой», на новое место. Нашим вахтовым поселкам эта процедура еще, видимо, только предстоит. Строить магистральный газопровод будут еще почти два года.

ВСЕ ПОСЁЛКИ

В целом же строители магистрального газопровода «Сила Сибири» развернулись в Нерюнгринском районе весьма активно, «отметившись» своими мощностями едва ли не в каждом населенном пункте. Про городки в Чульмане, Иенгре, Хатыми и Малом Нимныре мы уже говорили. В Беркаките находится база временно хранения, где складируются и сортируются прибывающие на станцию трубы для «Силы Сибири». В Серебряном Бору, в непосредственной близости от Нерюнгринской ГРЭС, сейчас находится временный офис и столовая для работников компании.

А на выезде из Нерюнгри на Амуро-Якутскую магистраль располагается строящая база линейно-производственного управления ООО «Газпром трансгаз Томск». Сейчас там пока несколько вагончиков и вертолетная площадка, на которой приземлился вертолет прилетевшего на встречу с нами из Алдана генерального директора компании Анатолия Титова. До конца 2019 года там же, в непосредственной близости от поселка Серебряный Бор, будет построен офис нерюнгринского управления компании.

Именно ООО «Газпром трансгаз Томск» будет обеспечивать эксплуатацию магистрального газопровода «Сила Сибири». Соответственно, после 2019 года будет принимать на работу местные кадры – уже не просто для строительства, но для постоянной работы на магистральном газопроводе «Сила Сибири».

«Газпром трансгаз Томск» — дочерняя компания ПАО «Газпром», головной офис которой расположен в Томске. Общество обеспечивает эксплуатацию газотранспортных систем в 14 регионах Сибири и Дальнего Востока. Якутия станет 15-м регионом в 2019 году. Протяженность эксплуатируемых магистральных нефте- и газопроводов составляет более 9 тысяч километров. Ежегодный объем транспортируемого предприятием газа превышает 19 млрд куб. м. В состав ООО «Газпром трансгаз Томск» входит 22 филиала, в том числе 16 линейных производственных управлений магистральных газопроводов, 9 компрессорных станций, 1 НКС, 36 газоперекачивающих агрегатов, 128 газораспределительных станций, 11 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.

В следующей публикации ИА SakhaNews со строящегося магистрального газопровода «Сила Сибири» мы расскажем о работе базы временного хранения в Беркаките, о встрече с гендиректором ООО «Газпром трансгаз Томск» Анатолием Титовым, поговорим о зарплатах на газопроводе и перспективах трудоустройства для местных жителей.

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)