Психологическое заключение по серии кукол «Monster High»

Россия

Данное экспертное заключение строится на психологическом анализе представленных кукол «Monster High»  и является частным мнением. Официальная психологическая экспертиза игрушек проводится только в одной государственной организации – Московском городском центре психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ.

Чтобы игрушка считалась безопасной необходимо, чтобы она не содержала порнографических, агрессивных и иных запрещенных для детей элементов.

Monster High — бренд игрушек, создан крупнейшей корпорацией Mattel (штаб-квартира в Калифорнии, город Эль-Сегундо). Линия кукол — учениц школы Monster High включает семь основных персонажей серии, вышедших из фильмов ужасов, а также тематической атрибутики. Это характерные куклы, они несут в себе характерологическую заданность, от которой нередко зависит разыгрываемый с ней сюжет.

Серия кукол создана по мотивам мультфильма «Школа монстров», который имеет возрастные ограничения  6+. Компьютерная игра с участием героев мульфильма «Monster High» имеет пометку 12+. Продаваемые в магазинах игрушки «Monster High» также имеют на своей коробке персональное возрастные ограничения от 6+ до 14+. В целом «Monster High»  позиционируются как куклы для подростков, но на деле возрастной ценз на них стоит «6+», а покупают их порой и для детей четырех – пяти лет.

Главная функция игрушки в любом возрасте заключается в активизации деятельности, адекватной возрасту ребенка. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Куклы, выполняют незаметную, но очень важную роль в развитии ребёнка, в процессе становления его личности – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. Так же любопытство удовлетворяется в деструктивных действиях с куклой: ребёнок ломает, раздевает куклу, смотрит, что у неё внутри.

Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже, несомненно, влияет на психику ребёнка. То, как будет играть с куклой ребёнок, так же зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство.

Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. А это очень важно для дальнейшего его психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию таких непропорциональных кукол. Играя с ними, девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре. Всё это связано с тем, что ребёнок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью, у него происходит проецирование и телесное подражание, он впитывает те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. В это время наиболее полезны те фигурки и куклы, которые по пропорциям напоминали бы самого ребенка или соответствовали бы адекватным пропорциям тела взрослого человека. Обязательно, чтобы тело куклы не имело повреждений. Желательно, чтобы куклы и фигурки не имели характерной мимики (например, прищура или выражения гнева), давая ребенку возможность самостоятельно наполнить игру любым смыслом и эмоциями, именно это и нужно для  развития ребенка.

Дети дошкольного возраста не способны оценить и понять карикатурность и утрированность куклы, не перенося её качества на себя, так как ещё недостаточно сформирован в это время образ человека.

Выражение лица, общий вид, элементы одежды куклы, несут в себе определённые заложенные человеческие качества, а соответственно способ игры и роль куклы. Так куклы с добрыми или нейтральными чертами лица почти всегда предполагают их роль, как спасителей, героев, добрых фей, а игрушки с негативными выражениями – это зачастую какой-нибудь негодяй, злодей.

Куклы «Monster High» имеют с физиологической точки зрения странные детали – например, шея, из которой по обе стороны торчат болты («для подзарядки током»). Ребенку предлагается собрать раскомплектованную куклу, списанную производителем с человеческого облика. Куклу можно собрать из костей и нарядить по своему усмотрению (предлагается набор из головы, рук и ног). Среди атрибутов игры у этой семьи кукол есть «гробик» для сна куклы и «могилка», туфельки, каблуками которых служит отдел шейных позвонков.

Куклы «Monster High» имеют агрессивно выразительные «лица», в татуировках. «Боевой макияж» кукол не способствует развитию эстетики и культуры в ребенке.  Куклы Monster High, выглядят излишне сексуально-вызывающими. Наблюдаются агрессивные элементы одежды, сшитой из «шкурок мертвых животных», топики, высоченные сапоги и обилие блесток. С этой точки зрения куклы «Monster High» ориентируют ребенка на стиль в одежде (и жизни), не характерный для детей. Костюмы в стиле Monster High уместны лишь во время Хеллоуина, но выглядят вульгарно в обычный день. Все это может стимулировать формирование раннего стремления к проявлению искаженной женской сексуальности.

Дошкольник познает мир через сюжетную игру. В игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях. Происходит отработка простейших жизненных навыков. Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них. В игре с куклой зарождается ролевая игра. Ребёнок приписывает положительной характерной кукле множество положительных черт, а отрицательным героям — негативных. К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет)  у ребёнка уже более или менее складывается устойчивый образ человека, сформируются связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом.

«Monster High» — это целый игровой мир, расписанный в деталях и правилах игры. У каждого персонажа есть особый характер, не похожий на других, своя уникальная история. Например, дочь вампира Дракулаура — убежденная вегетарианка, которая ест только овощи и фрукты, дочь морского монстра Лагуна Блю — спортсменка и защитница природных водоемов и водных животных, дочь зомби Гулия Елпс — отличница и эрудированная умница, которая любит учиться и успевает по всем школьным предметам.  Таким образом, характер каждого персонажа детализирован, «прописан» в мультфильме и на сайте, игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных отношений. Все это не способствует дошкольнику развивать собственную фантазию.

Кукла задаёт образ человека, формирует понятие у ребёнка о добре и зле, хорошем и плохом. Вызывает тревогу то, что здесь идет подмена понятий для детской психики, отрицательному внешне персонажу приписывают положительные черты.


 

Заключение

Любая игрушка несет информацию, помогает познавать окружающий мир, дает простор для фантазии. Если кукла неправильно подобрана, она может оказывать отрицательный, тормозящий эффект для детского развития. Кукла формирует образ и ценности. Игрушки и окружающие предметы – это то, с чем ребенок себя идентифицирует.

Куклы «Monster High» одеждой и макияжем провоцируют нескромное, безвкусное и раскованное поведение детей, которые идентифицируют себя с ними. Агрессивно выразительные «лица», татуировки, яркий макияж кукол «Monster High» могут стимулировать формирование раннего стремления к проявлению искаженной женской сексуальности. Названия кукол  несут в себе негативно-мистические проекции («Дочь растительного монстра», «Дочь сумасшедшего ученого», «Дочь мумии»).  Добавляют пессимизма в анализе кукол и их атрибутика. У кукол есть гроб, кровать пыток, резиновый монстр, которого можно растягивать до бесконечности, при этом игрушка издает душераздирающие крики жертвы. Самый сильный способ повлиять на ребенка – это демонстрация. Все это может порождать в ребенке жестокость, желание насилия, вырабатывают привычку к нему. Своим внешним видом, атрибутикой они могут подсказать ребенку, как причинять физический вред себе и окружающим.

Таким образом, куклы «Monster High» по «этико-эстетическим характеристикам» не несут положительной информации и вредны для психики ребенка в дошкольном возрасте. Куклы «Monster High» подсознательно уничтожают у ребенка позитивное восприятие мира, формируют склонность к недовольству своим телом, внешностью. Ребёнку требуется правильный подбор куклы по материалам и пропорциям, если этого не сделано, то кукла оказывает негативное воздействие на ребёнка. Куклы — отличное лечебное средство от любого страха. Однако, образы кукол — монстров могут провоцировать проигрывать в сюжетно-ролевой игре сцены насилия. В процессе игры и самоидентификации с куклами «Monster High» у детей в дошкольном возрасте могут появиться необоснованные страхи, неспокойный сон или подавленное состояние, детская депрессия.

Рынок производства игрушек совершенно не считается с психологией ребенка. Рынок стремится обогащаться, путем выпуска новых товаров, игрушек с сомнительной внешностью, не заботясь о том, каковы будут последствия влияния на сознание детей.

Конституция России запрещает вмешательство в семью, поэтому выбор игрушек для детей остается на усмотрение родителей. Родительской общественности необходимо знать в каком возрасте и как именно кукла влияет на ребёнка. Родителям необходимо быть бдительными и не покупать сомнительные игрушки, важно соблюдать возрастные ограничения по игрушечной продукции.

Кандидат психологических наук, доцент ТИ(ф) ФГАОУ ВПО СВФУ им. М.К. Аммосова, заместитель директора МУ ПМПК, педагог-психолог высшей категории, Ю. В. Кобазова

 

 

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)