Борьба с коррупцией в Якутии: заволокитили, простили и забыли

Якутия

Из опубликованной недавно петиции на сайте change.org следует, что «на огромной части территории Якутии до сих пор отсутствует сеть круглогодичных автомобильных федеральных дорог. Как и сотни лет назад, жители поселений Ленского и Мирнинского районов республики зимой пользуются зимниками».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как известно, ответственными за содержание и строительство основных федеральных автодорог в Якутии являются три федеральных казенных учреждения — это Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй», Управление автомобильной магистрали «Колыма» и Управление автомобильной магистрали «Невер – Якутск».

Трудно сказать, насколько недостаточно финансирование данных учреждений из федерального бюджета, в результате чего до сих пор конституционные права граждан на свободу передвижения по Якутии нередко «пробуксовывают». Но, по данным ИАС Seldon Basic, с 2009 года по настоящее время указанными учреждениями в рамках осуществления своей деятельности заключено 2 053 государственных контракта на общую сумму 98,5 млрд рублей.

Из них возглавляемые Андреевым Н.И. Упрдор «Вилюй» (Якутск) — 718 контрактов на 51,7 млрд рублей и Упрдор «Колыма» (Томпонский район) — 628 контрактов на 27 млрд. рублей, и возглавляемое Шестопаловым А.В. Упрдор «Лена» (Алдан) — 707 контрактов на 19,8 млрд рублей.

Не беремся давать оценку эффективности освоения данными учреждениями 98,5 млрд рублей, будем признательны, если читатели, проживающие на территориях, на которых действуют выше перечисленные управления, сообщат в комментариях к данной статье, стали ли дороги лучше. Мы же хотим остановиться более подробно на одном небольшом, но весьма показательном факте.

28 декабря 2017 года начальник Следственного отдела ОМВД по Сунтарскому району вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям (истекли сроки давности) в отношении юриста ООО «Сунтаравтодор» Иванова А.А. и бухгалтера Тихонова В.Ф.

Как установило следствие, данные лица 15 ноября 2012 года подделали с использованием принтера банковскую гарантию Алмазэргиэнбанка на сумму 60 173 722 рублей, что позволило им незаконно заключить 26.11.12 г. с ФКУ Упрдор «Вилюй» государственный контракт №143-СД/13 на содержание с 2012-го по 2018-й годы автомобильной дороги федерального значения «Вилюй» (Мирный-Якутск), протяжённостью 195 км., на сумму 601 737 226,00 рублей.

Вас ничего не смущает?

Государственный контракт подписан начальником ФКУ Управтодор «Вилюй» Андреевым Н.И. и генеральным директором ООО «Сунтаравтодор» Тен Д.Д., а виновны в этой незаконной более чем полумиллиардной сделке рядовой юрист и бухгалтер?!

Отмечу, что прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям имеет ряд негативных юридических последствий, в т.ч. внесение сведений об этих лицах в базу данных ИЦ МВД России, после чего, как показывает практика, к гражданину возникают вопросы в случаях поступления на государственную или муниципальную службу; при необходимости продвижения по службе и т.д.

Может, поэтому крайними в этом деле сделали рядовых сотрудников, в то время как у главных героев этой истории амбиции связаны с будущей госслужбой?

Согласно постановлению следователя оригинал поддельной банковской гарантии был изъят им из архива ФКУ Упрдор «Вилюй», и при этом из постановления следует, что ни Тен Д.Д., ни Андреев Н.И., то есть главные действующие лица — не были опрошены в ходе проверки.

Хотя, согласитесь, наверное, нужно приложить усилия, чтобы при заключении госконтракта на 600 млн. рублей не распознать признаки подделки банковской гарантии, изготовленной с помощью принтера.

Для неискушенного читателя поясню, что за поддельной банковской гарантией на 60 млн. рублей, которая, по сути, является страховкой для госзаказчика и обязательным условием для заключения контракта, кроются миллионы незаконно сэкономленных рублей и риски причинения экономического ущерба федеральному бюджету.

Аферы с такими банковскими гарантиями получили распространение много лет назад и были особо актуальны при заключении долгосрочных контрактов на большие суммы, так как размер банковских комиссий напрямую зависит от этого и варьируется от 3 до 10% от суммы обеспечения.

Еще в 2010 году были разработаны простые, но эффективные рекомендации по пресечению фактов предоставления поддельных банковских гарантий, которые заключались в направлении простого запроса в кредитную организацию для подтверждения факта выдачи банковской гарантии.

А при выявлении таких фактов после заключения контракта указывалось на необходимость заявлять в суды иски об их расторжении, после чего направлять материалы в антимонопольную службу для внесения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, игнорирование госзаказчиком такого простого механизма проверки достоверности банковских гарантий означало, что между самим заказчиком и подрядчиком был не бескорыстный сговор с целью незаконной экономии расходов подрядчика на получении банковской гарантии и выплате комиссионных банку.

Возвращаясь к ФКУ Упрдор «Вилюй» и ООО «Сунтаравтодор» отмечу, что на сайте госзакупок в разделе «Карточка контракта №143-СД/13″ опубликованы только две претензии на … 20 и 30 тыс. рублей, направленные с 2012 года заказчиком подрядчику в рамках исполнения контракта на 600 млн. рублей.

Претензий, связанных с предоставлением поддельной банковской гарантии, на сайте госзакупок нет. Более того, в реестре банковских гарантий, который ведётся с 2014 года на этом же сайте, отсутствуют сведения о банковской гарантии в обеспечение исполнения контракта №143-СД/13. Сам контракт по сей день остаётся действующим и не расторгнут.

Выходит, руководство ФКУ Упрдор «Вилюй» простило руководству ООО «Сунтаравтодор» факт обмана, т.е. совершение уголовного преступления и, как следствие этого, — незаконного заключения госконтракта на 600 млн. рублей, которые являются средствами федерального бюджета?

Вы будете доверять лицу и вести с ним бизнес, если он обманул вас уже на начальном этапе сотрудничества, совершив уголовное преступление, или расторгнете с ним контракт и, как того требует закон, внесете о нем сведения в Реестр недобросовестных поставщиков? Но, начальника ФКУ Упрдор «Вилюй» Андреева Н.И. подобные факты, видимо, нисколько не смутили и по итогам торгов в 2017 году с ООО «Сунтаравтодор» было заключено еще 7 контрактов на 419 млн. рублей.

В связи с этим возникает вопрос, в связи с чем такая лояльность к ООО «Сунтаравтодор» со стороны руководства ФКУ Упрдор «Вилюй»?

Немного окунемся в историю. Нынешнее частное предприятие ООО «Сунтаравтодор» не было основано с нуля. Его предшественником было Сунтарское государственное унитарное предприятие по ремонту и содержанию автодорог, созданное в 1998 году с уставным капиталом 1,3 млн рублей, балансом на конец 2004 года в 11,5 млн. рублей.

В 2006 году предприятие было акционировано, после чего в 2009 году 100% акций было продано Минимуществом Якутии за 10,8 млн. рублей. С марта 2010 года генеральным директором ОАО «Сунтаравтодор» стал Тен Д.Д., а новыми учредителями — Дьячковская Ларияна Илларионовна (70%) и Николаева Сардана Вячеславовна (30%).

По итогам 2010 года предприятие получило убыток в размере 605 тыс. рублей и 6 апреля 2011 года прекратило своё существование, а вместо него появилось ООО «Сунтаравтодор», новыми владельцами которого в настоящее время являются Тен Д.Д. (51%), Варламов С.А. (26%) и Николаева С.В., чья доля снизилась до 23%.

После всех преобразований дела в ООО «Сунтаравтодор», можно сказать, пошли в гору, о чем свидетельствуют госконтракты на сумму более 1,5 млрд. рублей, заключённые с ФКУ Упрдор «Вилюй». При этом второй совладелец — Варламов С.А. — является также учредителем и руководителем ООО «СтройМост», по данным ИАС Seldon Basis, — частной микроорганизации с количеством сотрудников менее 15 человек, которой с 2011 года также заключено с ФКУ Упрдор «Вилюй» госконтрактов на 1,6 млрд. рублей.

В результате, Тен и Варламов — владельцы ООО «Сунтаравтодор» и ООО «МостСтрой» — на данный момент заключили с ФКУ Упрдор «Вилюй» контрактов более чем на 3 млрд рублей.

Тесные рабочие взаимоотношения между руководством ООО «Сунтаравтодор» и ФКУ Упрдор «Вилюй» даже привели к тому, что Тен Д.Д. и нынешний директор ООО «Сунтаравтодор» Павлов Ф.Э. в 2012 году действовали как представители и от имени ФКУ Упрдор «Вилюй» при приемке работ у ООО Дорожно-строительная фирма «Ремикс» по госконтракту №7-КР/12.

Юристы компании «Ремикс» справедливо возмущались в Арбитражном суде, оспаривая действия ФКУ Упрдор «Вилюй» в лице Тен и Павлова, указывая, что они являются конкурентами по аукциону на заключение контракта №7-КР/12, руководят ООО «Сунтаравтодор» и не могут быть официальными представителями ФКУ Упрдор «Вилюй» (Решение АС РС(Я) от 16 мая 2013 г. по делу №А58-6677/2012).

Таким образом, выходит ещё в 2013 году произошло сращивание частной ООО «Сунтаравтодор» с, по сути, государственной структурой — ФКУ Упрдор «Вилюй»?

Но, эти возражения компании «Ремикс» не помогли в суде и с неё была взыскана неустойка в размере 173 тыс. рублей за нарушение сроков выполнения отдельных видов работ и их качество. Только вот, судя по документам, опубликованным на сайте госзакупок, ФКУ Упрдор «Вилюй» по каким-то причинам не проявляет аналогичную принципиальную позицию в деле о подделке банковской гарантии на 60 млн. рублей и незаконном заключении полумиллиардного госконтракта…

У читателей, конечно, возникнет ряд вопросов, а где прокуратура, где контролирующие органы, что ими было сделано?

Если сотрудники ФКУ Упрдор «Вилюй» проявили такую «безалаберность» при освоении средств федерального бюджета и заключении контракта на 600 млн. рублей, то что происходит при заключении более мелких контрактов? Соответствующие органы должны были не только провести полноценную проверку по одному факту подделки, но и как минимум проверить иные банковские гарантии, как ООО «Сунтаравтодор», так и других подрядчиков, а также дать оценку действиям сотрудников и руководства ФКУ Упрдор «Вилюй», допустивших подобное.

Однако, по нашим сведениям, информация о подделке банковской гарантии на 60 млн. рублей и, как следствие, незаконном заключении госконтракта на 600 млн. рублей «гуляла» по республиканским инстанциям с 2015 года. Данная информация побывала в контрольно-счетной палате, в антимонопольной службе, добралась до прокуратуры, а оттуда 3 февраля 2017 года попала в полицию Сунтарского района, которая без возбуждения уголовного дела 11 месяцев проводила проверку, после чего прекратила её в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности…

Вот так в Якутии в реальности борются с коррупцией… заволокитили, простили и забыли…

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)