Фильм сельского учителя из Якутии вошел в список лучших кинокартин 2017 года

Якутия

Фильм «Костер на ветру» режиссера Дмитрия Давыдова, директора школы в п.Чапчылган Амгинского района Якутии, по версии журнала «Эсквайр», вошел в число 33 лучших российских и зарубежных картин 2017 года. В этом списке, например, «Нелюбовь» российского режиссера Андрея Звягинцева, «Зови меня своим именем» Лука Гуаданьино (Италия-США), «Проект Флорида» Шона Бейкера (США), «Леди-птаха» Греты Гервиг (США), «О теле и душе» Ильдико Эньеди (Венгрия), «Убийство священного оленя» Йоргоса Лантимоса (Великобритания) и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Эсквайр» назвал якутский фильм «Костер на ветру» «чудом из российской глубинки и сравнил его с последними притчами Клина Иствуда и пейзажными зарисовками Акиры Куросавы».

Несмотря на то, что прокат фильма Дмитрия Давыдова начался лишь в мае прошлого года, он к настоящему времени получил уже немало наград, был показан на кинофестивалях в Южной Корее, Канаде, Австралии.

В чем же секрет обаяния этого фильма? На этот вопрос на портале SakhaNews в июне прошлого года отвечала доктор филологических наук, профессор кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова Ирина Анненкова. По ее словам, «Перед нами фильм очень высокого художественного и этико-нравственного уровня. Фильм, который показывает глубинное понимание того, чем, во имя чего и для чего живет человек на этом свете. Казалось бы, в фильме почти ничего не происходит: только первое событие – нечаянная смерть за кадром одного из героев. Но через это трагическое событие авторы фильма показывают нам то, как человек несет свой крест, как он претерпевает страдания, как он перебарывает в себе раздражение, обиду, боль, как он умеет смириться с тем, что происходит в его жизни, и спокойно, молча нести свой крест. Нам показано, как он терпит самого себя: и эта борьба подчас тяжелее борьбы с внешними обстоятельствами.

Причем показано это через личность уже довольно пожилого, почти старого человека, у которого жизнь практически подходит к концу, и есть эпизод, когда он решает уйти из жизни, узнав о самоубийстве в тюрьме своего сына, виновника первой трагедии. Но лик Христа останавливает его, и он понимает, что надо идти дальше. То, как он молча, и при этом смиренно, но переживая внутри себя сильные страсти, продолжает идти по жизни, показано очень просто, без морализаторства и навязывания представлений об истинно христианской жизненной позиции человека. Вот что оказывается стержневым в «Костре на ветру».

Мы видим, как человек через такую внешне спокойную, несобытийную, размеренную и очень простую, почти аскетическую, жизнь преображает все вокруг себя. Он делает свое дело, к которому призван – вытачивает шкатулки, подметает снег на чужом крыльце, убирает дом… Но самое главное – он молится! Молится своими словами, перед маленькой простой иконой в углу… И эта молитва спасает несчастливого и заброшенного мальчика, его маму, кого-то из соседей… Но самое главное – эта молитва спасает самого главного героя. Так постепенно люди вдруг начинают понимать, что они единое целое. Человек спасается сам через молитву и преображает мир вокруг себя.

Фильм заканчивается очень трагически. Причем, по большому счету, авторы нас подводят к такому финалу: длительное шитье белой (смертной!) рубашки, осознанное дарение ножа человеку, который не может простить Игнату смерти своего сына и продолжает жить в озлоблении, заливая горе водкой… Конец ожидаем. И все-таки – он бьет в самое сердце своей неожиданностью, ведь к трагедии нельзя привыкнуть – она всегда экстраординарна! Кажется, что вот настал момент, когда главный герой преодолел одиночество, он обрел счастье с той, которую так давно любил… Но в том-то все и дело, что он и не был одинок: он всегда был с Богом. И эта женщина тоже не остается одинока: единственное, что она забирает из дома Игната после его смерти, это икона Спасителя, перед которой тот молился все эти годы, перед которой познал молитву и его юный друг».

«Мне кажется, — заключила Ирина Анненкова, — этот фильм нужно показывать во всех школах, во всех кинотеатрах, потому что он очень глубокий и возвышающий человека. И то, что там играют непрофессиональные актеры, важно и показательно, это большой плюс фильма «Костер на ветру».

Дмитрий Давыдов начинал свою карьеру в кино с небольшого любительского клуба, снимающего короткие видеоролики. В одном из интервью он рассказал, что родился в селе Амге, после окончания школы поступил в институт города Нерюнгри. Получил профессию учителя начальных классов и вернулся в Амгу, стал работать в школе.

Вспоминая о съемках картины «Костер на ветру», он сказал, что это фильм о хороших людях, о том, как трудно быть хорошим, актеры «играли самих себя и были естественными. Съемки проходили в начале зимы 2014 года, много проблем было с организацией уличных сцен: аппаратура и люди мерзли, быстро темнело, работали по минутам, каждый день из-за этого менялся план съемок, приходилось подстраиваться под обстоятельства. Но сам фильм отсняли за 15 дней, достаточно быстро».

Фильм снимался в Амгинском районе — в селах Амга, Бетюнь, Чапчылган, Чакыр.

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)