Бурное обсуждение 27 марта на традиционной встрече «без галстуков» градоначальника Айсена Николаева с представителями бизнес-сообщества Якутска вызвал вопрос о создании в Залоге исторической зоны «Старый город-2».
По словам представителя ЯРО «Опора России» Ирины Высоких, многие предприниматели готовы были стать участниками проекта и взять на себя обязательства по расселению жителей микрорайона, но в управлении архитектуры им не предоставили концепцию проекта, не было чётких предложений для бизнеса в департаменте инвестиций.
Главный архитектор города Ирина Алексеева сообщила, что концепция развития охранной зоны «Старый город-2» была утверждена в 2016 году, сейчас разрабатывается дорожная карта по ее реализации. Она также отметила, что главное условие, которое город предъявляет предпринимателям, – сохранение исторического вида объектов, признанных памятниками архитектуры.
Айсен Николаев подчеркнул, что «Старый город-2» – единственный район Якутска, где сохранились аутентичные постройки XIX века, поэтому важно сохранить его для будущих поколений горожан. Он отметил, что сегодня и Окружная администрация, и предприниматели, и горожане заинтересованы в том, чтобы это проект был реализован так, чтобы принести пользу всем.
Градоначальник указал управлению архитектуры на недостаточное информирование заинтересованных лиц и предложил провести в конце апреля с представителями бизнес-сообщества совещание по разработке дорожной карты проекта. Айсен Николаев попросил также подключиться к освещению проекта СМИ.
Охранная зона №2 в старинном городском районе Залог должна включать в себя улицы Чернышевского, Ярославского и Крупской. На сегодняшний день в Заложном районе города насчитывается около 40 деревянных построек конца XIX – начала ХХ вв. Проект «Старый город-2» позволит не только сохранить внешний облик деревянных домов, но и увековечить подлинное историческое наследие столицы Якутии.
О том, что исторические памятники уникальной деревянной архитектуры Якутска находятся по угрозой исчезновения, заговорили более десяти лет назад.