«Русак» испытал пять видов зимников Якутии

Якутия

Накануне Дня Победы в посёлок Черский Нижнеколымского района въехала интересная машина – восьмиколёсный вездеход-амфибия «Русак-3993».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стартовав 23 апреля в Якутске, через три дня «Русак» был в Усть-Нере, 30 апреля – в Зырянке, 4 мая – в Среднеколымске, вечером 8 мая – в Черском. Сравнительно небольшая скорость движения обусловлена тем, что это испытательный пробег, в ходе которого экипаж вездехода получает информацию о работе разных агрегатов «Русака», ведёт видео- и фотосъёмку, готовит отчёт о ходе испытаний. В составе экипажа руководитель группы Александр Блохин, механики-водители – Николай Никульшин и Дмитрий Душков (на фото), за видео- и фотосъёмку отвечает Роман Чудинов.

Эти ребята оказались интересными собеседниками. Доцент кафедры «Автомобили и тракторы», заведующий научно-исследовательской лабораторией специальных машин и механизмов Нижегородского технического университета им. Р.Е.Алексеева, кандидат технических наук Александр Блохин рассказал о предистории появления «Русака»: «Вездеходной тематикой в нашем университете занимаются с 30-х годов XX века, т.е. можно сказать – мы вездеходчики четвёртого поколения. До Великой Отечественной войны в Нижнем Новгороде делали аэросани, проводили исследования снега. В войну производители боевые аэросани и гусеничные машины. После войны занимались вначале гусеничными машинами, а потом и колёсными машинами специального назначения. Всегда было тесное сотрудничество с производством. На пути создания вездехода «Русак-3993» был у нас и тупиковый проект, потом в 2008 году была создана грузовая машина «Русак», грузоподъёмностью 10 тонн, ставшая «Машиной года» в 2009 году в номинации «Перспективы года».

А в 2011 году при поддержке Министерства образования и науки РФ мы начали работать над созданием нового вездехода 4х4. Вездеход получил название «Русак-3992», это прекрасная машина, о которой есть много информации в Интернете. В чём-то она была похожа на вездеход «Викинг», но у ней были оригинальная коробка передач, ведущие мосты, колёсные редукторы, рама, подвеска, рулевое управление. Подготовлена документация и машина прошла испытания. Машина получилась неплохая, но в ней есть что совершенствовать и она имеет небольшую грузоподъёмность. Хотелось создать что-то более серьёзное, и поэтому в 2014 году мы начали проект по созданию новой машины с колёсной формулой 8х8. Это стало возможным благодаря сотрудничеству Нижегородского технического университета и ООО «Завод механических трансмиссий» (г. Набережные Челны) группы «КОМ». Проект поддержало Министерство науки и образования РФ. С 2014 года мы разрабатывали проект и в конце 2016 года показали этот вездеход в выставочном центре на Красной Пресне в Москве».

Новый вездеход понравился многим, и было предложено начать серийное производство такой техники. Но поскольку это был всё-таки экспериментальный проект и один в один его не перенесёшь на производство. Нужны другие технологические решения для серийного производства. Так появился «Русак-3993», на котором мы сюда и приехали».

Испытательный пробег проводится по маршруту Якутск-Певек под эгидой экспедиционного центра «Арктика» и проходит по районам Якутии и Чукотки, т.е. тех регионов, для которых и предназначен этот вездеход. В ходе движения по зимнику «Арктика» вездеход показал себя с хорошей стороны, пришлось даже поплавать, пересекая два озера в Среднеколымском районе.

«Зимник зимнику рознь! Проехав более двух тысяч километров, я могу сказать, что мы видели, как минимум пять типов дорог. Универсальных решений нет. Мы пытались найти «золотую» середину, некий компромисс между проходимостью, энергоэффективностью, надёжностью и грузоподъёмностью. Для нас было главное – отработать всю ходовую часть, трансмиссию, сделать прекрасную плавность хода, а кузов можно поставить любой в соответствии с пожеланиями заказчика», — подчеркнул Александр Блохин.

Отмечу, что в составе группы есть Николай Никульшин. Можно сказать, что это человек-легенда. Долго работал геологом на Чукотке. Ещё в конце 80-х он совершил одиночный автопробег на стандартном автомобиле УАЗ-469 по маршруту Мыс Шмидта – Билибино – Черский — Среднеколымск – Усть-Нера – Якутск – Сковородино – Чита – Москва. Ходил на вездеходах на Северный полюс, участвовал во многих арктических экспедициях. Он тоже отмечает, что «Русак» неплохо себя показал на зимниках Якутии. «По «мелочи» поломки были, но каких-то крупных неисправностей не возникало», — говорит Николай Никульшин.

Участники пробега, воспользовались гостеприимством Нижнеколымской нефтебазы АО «Саханефтегазсбыт», и пробыли в Черском три дня. За это время встретились с главой Нижнеколымского района Иваном Суздаловым и обсудили возможности испытаний и эксплуатации вездеходов в районе. Вопрос в том, что нередко в республике каждый район самостоятельно решает вопрос поиска вездеходной техники для каких-то конкретных задач. И зачастую, приобретая вездеход, он не всегда получает то, что нужно, фактически эксплуатация превращается в ходовые испытания. Также они побывали в Нижнеколымском музее истории и культуры народов Севера, где провели немало времени, знакомясь с историей Нижней Колымы.

…Вечером 11 мая «Русак» отправился в города Билибино и Певек Чукотского автономного округа. Летом он будет задействован в работе комплексной историко-спортивной экспедиции «Загадки и легенды Чукотки». Замечания и опыт эксплуатации на Чукотке будут учтены при запуске этой модели «Русака» в производство. А насколько он будет востребован покупателями, узнаем в ближайшем будущем.

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)