Высоты Валерия Кузьмина

Якутия

Крестьянский сын из глухой таёжной деревушки Иннях Олёкминского округа Якутской области будущий Герой Социалистического Труда и прославленный лётчик Валерий Ильич Кузьмин стал первым из якутов, кто так смело шагнул в небо, в профессию, покоряя одну высоту за другой. Теперь даже кажется, что такая популярная в советское время песня «Обнимая небо» написана именно про него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1922 г. молодая Советская республика приступила к созданию пролетарской авиации. Началась эпоха энтузиастов, когда «за годы делались дела столетий». В 1935 году в Якутске открылась лётно-планерная школа по подготовке инструкторов-планеристов: родине были нужны авиаторы. Одним из первых её выпускников стал Валерий Кузьмин. В 1936 году, с новеньким удостоверением инструктора-планериста в кармане, он отправился в Ульяновскую школу лётчиков-инструкторов Осоавиахима. А отучившись, через год вернулся в Якутск и был назначен командиром звена Якутского аэроклуба, пилотом 234-го авиаотряда спецприменения и Ленской группы полярной авиации.

А потом грянула Великая Отечественная. В составе Якутской авиагруппы управления особой воздушной линии молодой лётчик выполняет особо важное задание ГУ ГВФ по поиску подходящих мест под аэродромы будущей перегоночной трассы Аляска—Сибирь. Например, только с воздуха изыскатели смогли определить нужный участок в Оймяконе. Можно смело утверждать, что Валерий Кузьмин стал одним из первых пилотов воздушной трассы Красноярск– Уэлькаль, по которой перегонялись в нашу страну из США боевые и транспортные самолёты.

Имя Валерия Кузьмина неразрывно связано с историей разведки алмазоносных месторождений, обслуживанием дрейфующих полярных станций, полётами по новым авиатрассам республики. Валерий Ильич принимал непосредственное участие в освоении самолетов Ил-14, Ан-12, Ан-24, Ан-26 в суровых условиях Севера. За свою более чем 35-летнюю работу пилотом Валерий Ильич освоил 13 типов летательных аппаратов. Ещё в 1958 году он стал лётчиком–трижды миллионером (налетал три миллиона километров).

Под руководством Валерия Ильича в Якутии была произведена замена огромного парка морально устаревших поршневых самолётов на современные турбовинтовые и турбореактивные лайнеры Ан-24, Ан-26, Ан-12, Як-40, расширена география полётов, осуществлена масштабная реконструкция аэропорта Якутск, подготовлена производственная база и персонал для приёма самолётов I класса Ту-154, Ил-76.

«Трудовая биография Валерия Кузьмина – это практически история авиации в миниатюре: он был активнейшим участником всех этапов становления и развития авиации нашей северной республики», – отметил 7 ноября на торжественном мероприятии, посвящённом 100-летию со дня рождения прославленного лётчика, министр транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) Александр Тарасов.

Человеком-эпохой назвал Валерия Кузьмина вице-спикер якутского парламента Виктор Губарев. «Жизнь Валерия Кузьмина, его трудовая деятельность – это история нашей страны, нашей республики. Для нас он стал символом патриотизма, воли и достоинства, а для авиаработников – олицетворением наивысшего профессионализма и чести», – сказал он.

13 ноября в торжественной обстановке был открыт памятник Валерию Кузьмину на его малой родине в Олёкминском районе. Прозвучало немало тёплых слов, среди которых не было ни одного неискреннего: Валерий Ильич был светлым человеком, которого уважают все, кто помнит его.

..В якутских сёлах подрастают такие же, каким был когда-то юный Валера Кузьмин, мальчишки. Придёт время – и они, как знаменитый земляк, тоже расправят крылья. Только надо очень постараться, чтобы подрастающее поколение знало, «делать жизнь с кого».

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)