Якутяне просят Москву вытащить их из каменного века

Якутия

Жители Якутии начали поход в Москву с петицией на сайте Change.org о строительстве дорог в республике. «Дайте жителям Якутии дороги!», «вытащите нас из каменного века», взывают якутяне к премьеру Дмитрию Медведеву, министру транспорта Максиму Соколову и генпрокурору Юрию Чайке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На огромной части территории Якутии до сих пор отсутствует сеть круглогодичных автомобильных федеральных дорог. Как и сотни лет назад, жители поселений Ленского и Мирнинского районов республики зимой пользуются зимниками. В теплое время года зимники для проезда не годятся, к тому же мостов через реки между участками зимников нет, поэтому до райцентров добираются по реке. Регулярные авиарейсы ушли в небытие вместе с СССР, сообщает Центр изучения региональных проблем.

За 10 лет стало много хуже

«Еще пять лет назад было принято решение Ленского районного суда, который обязал районные власти спроектировать и построить круглогодичную автодорогу, соединяющую Ленск с Пеледуем, Иннялами и Толоном. До сих пор не сделано ничего», — гневно взывают жители к властям.

Трассу «Вилюй» начали строить еще в 50-х годах прошлого века. Она жизненно необходима для экономического развития Якутии. Трасса не построена даже наполовину, то, что было сделано, давно разрушилось, и движение по ней возможно только при хорошей погоде.

Власти Якутии сознательно саботируют строительство в регионе дорог общего пользования, утверждается в петиции. Резонный вопрос: куда реально уходят деньги? Средствами, ежегодно получаемыми от нефтяных компаний, можно было заасфальтировать треть площади республики. Можно предположить, что деньги уплывают в скандально известный «Фонд будущих поколений» и дальше оседают в Лондоне. Как некогда они испарились и были обнаружены на берегах туманного Альбиона.

Например, подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Вилюй» в ноябре прошлого года отчиталось, что ввело в эксплуатацию после капитального ремонта 31 км трассы из необходимых 2134 км. Причем технология «капитального ремонта» такова, что до следующей осени дорожное полотно будет полностью разрушено. В якутском климате к маю от этого «покрытия» останутся лишь редкие куски асфальта в глине. Это означает, что «Вилюй» не построят никогда, дорога будет разрушаться быстрее, чем идет новое строительство. Миллиарды бюджетных рублей закапываются в бездорожье с явной выгодой для чиновников и строителей.

При этом технологические дороги вдоль нефтепроводов республики такой же протяженности строят на порядок быстрее. Построенные с соблюдением менее строгих норм, ведомственные грунтовки оказались лучше и надежнее официальных трасс Якутии. Они до сих пор единственные круглогодичные дороги в Ленском и других районах. Но движение по ним ограничено в силу требований к безопасности проезжающих, и до всех населенных пунктов они не доходят.

Так может деньги сразу возвращать нефтяникам на развитие дорог. Если у одних не получается, а другие на этом поприще вполне успешны – зачем деньги по кругу гонять? Вопрос риторический.

Якутские чиновники – угроза конституции

«Отсутствие круглогодичного сообщения поселений Ленского, Мирнинского и других районов Якутии нарушает конституционные права жителей на свободу передвижения, создает угрозу жизни из-за невозможности своевременной медицинской помощи, делает проживание здесь некомфортным, вынуждающим людей уезжать из этих мест. Такие удаленные от трассы населенные пункты как Ярославский, Хамра, Турукта по-прежнему остаются отрезанными от мира», говорится в петиции.

Особо циничным на этом фоне выглядят заявления властей по поводу состояния республиканских дорог и отношений с собственниками технологических трасс – единственной на сегодня для местных жителей дорожной альтернативы. Не в состоянии обеспечить республику дорогами депутаты и чиновники пытаются «выехать» на газовиках и нефтяниках.

Так в начале прошлой недели бизнесмен-депутат Госсобрания Якутии по экономической, инвестиционной и промышленной политике Виктор Федоров предложил ввести «правило двух ключей», досадуя, что лицензии на разработку месторождений выделяются в Москве без согласования с республикой. «Компании игнорируют интересы населения территорий, на которых они ведут добычу», – заявляет депутат. То есть за право добывать и транспортировать нефть, газ и другие ресурсы республики, компании по его мнению, должны что-то «отстёгивать» местным структурам. Очевидно тем, где они являются руководителями или главными бенефициарами.

Еще дальше пошел первый вице-премьер, министр экономики Якутии Михаил Осипов, посетив населенные пункты Ленского района, где в очередной раз выступил с заявлением в защиту местных коммерсантов о «недопустимости таких тарифов» на проезд по технологическим трассам и привлечению к проблеме Федеральной антимонопольной службы. Коммерческие тарифы компании установили для коммерсантов, мирных жителей Мирного или Ленска нефтяники пускают бесплатно. При этом Осипов и не скрывал, что речь не о населении, а исключительно о «коммерсантах». Тот факт, что при подключении ФАС местные жители пострадают в первую очередь, вице-премьер почему-то умолчал: если в дело вмешаются антимонопольщики «тариф на проезд» по технологическим трассам устанавливать придется для всех. И коммерсанты и население будут обязаны платить.

Пикантность ситуации придает тот факт, что речь шла, видимо, о каких-то «своих» коммерсантах, потому что недавно якутские предприниматели из регионального отделения «ОПОРы России» попросили главу республики Егора Борисова наказать первого зампреда Михаила Осипова за нарушение Кодекса этики государственных служащих. Осипов просто нахамил коммерсантам, и они потребовали его оставки.

Реально же главная проблема Осипова, Федорова и прочих – добиться права провоза водки по технологическим проездам вдоль нефтепроводов. Но возить по ним водку нефтяники запрещают, потому что пьяный человек рядом трубой с нефтью – это потенциальная катастрофа. В республике принят закон об ограничении продажи алкогольной продукции. Но водочная мафия – не государственная организация, им жалко бить свои кровные бутылки на ухабах зимников, поэтому на какие только ухищрения не идут власть придержащие, чтобы заставить нефтяников пустить на вдольтрассовые проезды машины с водкой.

А пока властные кланы решают свои шкурные вопросы, жители пишут петиции, надеясь привлечь внимание Москвы к вороватым чиновникам.

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)