В убыток не работают: ограничение роста цен возможно лишь при компенсации расходов предпринимателям

Ирина Котенко Общественный омбудсмен по торговле Якутии Экономика и бизнес

Неравные условия торговли могут сократить количество предпринимателей в северных районах республики. Опасениями по поводу этой ситуации с нами поделилась Ирина Котенко Общественный омбудсмен по торговле Якутии.

Ирина Котенко Общественный омбудсмен по торговле Якутии
Ирина Котенко


Обеспечение жителей республики продовольствием и товарами первой необходимости на сегодняшний день в большей степени зависит от предпринимателей.  Особенно это заметно в арктических районах республики. Фактически торговля является основой всей сферы предпринимательства в этих районах.

Однако на протяжении нескольких лет коммерсанты сталкиваются с противоречивой ситуацией, когда декларируемая правительством политика о поддержке самозанятости в районах наталкивается на заботу о качестве жизни населения. Выражается эта забота в ограничении торговых наценок. Это когда на определенный перечень товаров устанавливается минимальная допустимая наценка, превышать которую предпринимателю не рекомендуется. 

В этом случае торговать себе в убыток никому не хочется, да это и невозможно. Ведь в наценку входят затраты на доставку и хранение. В том случае, если её необходимо ограничить, требуется компенсация выпадающих доходов.

«То, что касается компенсации, то они существуют не для всех. К примеру, компания «ЯкутОптТорг», получая компенсацию, имеет возможность продавать продукты в улусах на уровне цен сложившихся в Якутске. Остальные коммерсанты, осуществившие завоз за свой счет, в отсутствие компенсации конкурировать не могут», — отмечает Ирина Котенко. 

Информация о возникновении неравных условий поступает Уполномоченному по защите прав предпринимателей республики из разных источников.

«Также ситуация на северах, да и не только, сложилась непростая. Да, есть случаи когда не соблюдаются ограничения по наценкам. Таким образом бизнес попадает под проверки и разумеется штрафы выписываются не маленькие. А что значит штраф в 50 тыс. рублей для пекарни в небольшом северном улусе, где реально работающих предпринимателей человек 30-40 от силы? Один такой штраф — и бизнеса нет! Нет хлеба ни за 42 рубля, ни за 50 рублей. Вот вам и окупаемость проекта и государственная поддержка».


«Также на сегодня нет четкого перечня товаров, что приводит к тому, что предприниматель должен сдерживать цены практически на все самые важные группы товаров, без учета реальных затрат на транспортировку. По муниципалитетам такой список варьирует от 6  до 24 видов товаров» — по мнению Омбудсмена по торговле Ирины Котенко происходит это по  причине несовершенства, в том числе и федерального законодательства.

В постановлении Правительства России (от 15.07.2010 N 530 «Об утверждении Правил установления”) принятый в соответствие с ним республиканский закон (от 19 июня 2008 года 565-З N 21-IV), в соответствии с которым утвержден список социально значимых продуктов и товаров первой необходимости, не предусматривает классификацию товаров по сортам. В результате под его действие подпали практически все продовольственные товары, реализуемые предпринимателями.

Пример:
1. В перечне продовольственных товаров, на которые устанавливаются предельно допустимые розничные цены, есть «Чай черный байховый», а под данным наименованием может быть чай разных сортов от 3-го до высшего, а также чай элитных сортов;
2. В перечне продовольственных товаров, на которые устанавливаются предельно допустимые розничные цены, есть «Масло подсолнечное», которое также предполагает значительное количество сортов, а под действие нормативного акта попадают все виды.

Более того, указанные неточности законодательства вносят неоднозначное толкование норм законодательство, что является спекулятивным фактором в сфере муниципального контроля.

Для решения сложившихся противоречий совместно с экспертами Уполномоченного по защите прав предпринимателей проработаны  предложения, которые могут лечь в основу при подготовке предложений и в федеральное и республиканское законодательство.

Предложения:
1. Установить более детальную классификацию каждой позиции в перечне товаров.
2.Сгруппировать населенные пункты по степени удаленности от логистического центра – столицы субъекта, где завоз осуществляется через аэропорт, морской порт, зимнюю автодорогу (зимник)  и т.д.
3. В зависимости от группировки (условий завоза) установить коэффициенты возможной наценки.
4. Ввести обязательные наценки только на товары включенные в перечень, по которым идет возмещение из бюджета (субсидия), руководствуясь принципом – если конкретный предприниматель не получает субсидии из бюджета, ограничения на него не распространяются. 


Тема затронута очень актуальная. В Москве не хотят понимать, что погода в Якутске и цена доставки груза до Тикси — это не новогодние дожди в столице и не авиабилеты «Москва-Якутск».

 

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)