В распоряжении News.Ykt.Ru оказались документы, указывающие на наличие аффилированных с бывшим руководством АК «Якутия» компаний, которые зарабатывали на поставке топлива миллионные суммы. Поставка товара шла через них, хотя эта цепочка могла бы состоять только из поставщика и заказчика.
Схема поставки топлива без таких компаний несложная. Заключается договор с поставщиком топлива, допустим, с ангарской компанией «Концепт-Ойл». Исполнитель заказа доставляет товар до Томмота Алданского района либо до Нижнего Бестяха Мегино-Кангаласского улуса. И стоимость товара в этом случае включает цену топлива на товарно-сырьевой бирже, железнодорожный тариф и услуги брокера. Об этом сообщается на сайте «Концепт-Ойл».
С поставками топлива АК «Якутия» за последние четыре года логистика усложняется.
Как видим, в схему доставки вклиниваются компании, которые имеют агентские договоры с заказчиком: «Солологистик», «Арктикойл», «Лентранс».
Они представляли интересы заказчика и выступали агентами при доставке товара до Якутска и его хранении в контейнерах и резервуарах третьих предприятий. Как это работает, можно отследить по предоставленным ими счетам, актам выполненных работ по перевозке топлива для реактивных двигателей ТС-1 в 2018 году.
19 июня поставщик «Концепт-Ойл» отправил груз стоимостью 6,448 млн рублей по железной дороге из Иркутской области. Его получила транспортная компания «Дорснаб», зарегистрированная в Алдане. В этот же день с этим предприятием ООО «Солологистик» подписывает акт приема-передачи товара на хранение. 29 июня «Солологистик» перевозит авиатопливо в Якутск и оценивает транспортные услуги на 669,8 тысячи рублей. Услуга оказывается на основании договора №36/07-17/1383 от 12 июля 2017 года.
Затем на основании договора №01-16 от 11 июля 2016 года в схему перевозки топлива включается компания «Лентранс». Есть акт приема-передачи нефтепродуктов «Лентранса» предприятию «Солологистик» от 29 июня 2018 года. Документ свидетельствует о том, что компании передают и принимают друг у друга топливо в резервуарах «Якутской нефтебазы», находящейся в Жатае.
После этого нефтепродукт, который находится в этих же резервуарах, «Солологистик» передает заказчику товара — авиакомпании «Якутия». О чем также фиксируется в акте приема-передачи товара.
По такой же схеме работала компания «Арктикойл».
Зарабатывать всей родней
Сложная логистика доставки топлива региональному авиаперевозчику позволяла зарабатывать агентам. К примеру, в агентском отчете «Арктикойл» за декабрь 2015 года сообщается, что от АК «Якутия» получено 186,5 млн рублей на закупку товара, страхование груза, транспортные и расходы на хранение.
В указанных документах от заказчика и получателя груза стоит подпись заместителя гендиректора АК «Якутия» Петра Колодезникова, ответственность которого обозначена отдельной печатью «директор по топливообеспечению и логистике Колодезников П.П. по доверенности».
Конечно, нас заинтересовало, почему именно этим компаниям повезло зарабатывать деньги, заключая лишь агентские договоры.
«Арктикойл» была создана в феврале 2010 года. Ею единолично владеет Зинаида Павлова. По некоторым данным, Павлова является родственницей Петра Колодезникова. В АК «Якутия» Колодезников пришел вслед за Ольгой Федоровой, с которой работал в «Якутскэнерго» и занимался вопросами обеспечения топливом.
Энергетический монополист, как мы выяснили, также пользовался услугами «Арктикойл» по поставке топлива. Один из объемных по сумме договоров «Арктикойл» заключила в 2013 году с «Якутскэнерго». Тогда компания была отобрана по конкурсу на поставку горюче-смазочных материалов на 162,2 млн рублей.
В апреле 2017 года аналогичный лот «Арктикойл» выиграла как единственный поставщик. Сумма двух договоров по этим лотам составила 74,1 млн рублей.
С «Теплоэнергосервис» (дочернее предприятие «Якутскэнерго») компания заключила четыре договора в разные годы на поставку бензина и дизельного топлива на сумму 115,2 млн рублей.
В случае с поставками топлива АК «Якутия» документы подписывала исполнительный директор «Арктикойл» Туяра Ксенофонтова, которая также указана как директор ООО «Лентранс».
ООО «Лентранс» до октября 2015 года руководила Ольга Колодезникова. Ее имя сходится с именем спутницы Петра Колодезникова во время заграничного отдыха в феврале прошлого года. Фото с поездки бывший менеджер региональной авиакомпании опубликовал в Facebook.
Получить подтверждение либо опровержение информации не удалось. Петр Колодезников на звонки не отвечает. Ольга Федорова от комментариев отказалась.
По сведениям News.Ykt.Ru, правоохранительные органы ведут проверку по этим документам.