Сегодня Якутия в 24-й раз отмечает День своей государственности

Семья и общество
1opn.ru 27 сентября 2014 года Республика Саха (Якутия) отмечает 24-ю годовщину принятия Декларации о государственном суверенитете Якутии и преобразования ее в Якутскую-Саха ССР.

В далеком 1632 году Якутия вошла в состав многонационального государства – Россию. За этот обширный период времени государственно-правовой статус республики прошел несколько этапов эволюционного развития: начиная с административно-территориального образования в составе Российской империи до республики (государства) в составе Российской Федерации.

Знаковым событием, который впервые закрепил факт признания государственности республики, является образование Якутской Автономной Советской Социалистической Республики в 1922 году на основе Декрета Президиума ВЦИК РСФСР.

Именно молодая Советская Россия, благодаря усилиям инициаторов создания Якутской республикиМаксима Аммосова, Платона Ойунского, Степана Аржакова, Исидора Барахова 27 апреля 1922 г. предоставила Якутии статус автономной республики в составе РСФСР, придав тем самым государственно-правовой статус республике в составе России, что стало важнейшим фундаментом бурного роста северного края и способствовало развитию экономики и культуры Якутии.

Новейшим этапом развития государственно-правового статуса Республики Саха (Якутия), безусловно, является принятие Декларации о государственном суверенитете республики, принятой 27 сентября 1990 года депутатами Верховного Совета XXII созыва во главе с М.Е.Николаевым, которая стала основой принятия 4 апреля 1992 года новой Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), а также Федеративного договора от 31 марта 1992 года, который заложил основы новой федеративной государственности России и предотвратил дезинтеграционные процессы в нашей стране.

Весьма важно отметить, что на основе этого документа органы государственной власти Якутии поддержали политику Верховного Совета РСФСР принявшего 12 июня 1990 года Декларацию о государственном суверенитете России, заложившей основы новой демократической России и этот день ежегодно отмечается россиянами как государственный праздник – День России, а также взяли на себя ответственность за развитие республики в составе России в сложный период времени, закончившийся распадом СССР, и провели большую работу по созданию новой экономики основанной на рыночных реалиях.

Государственность Якутии появилась благодаря общей судьбе с Россией и неразрывно связана с ее историей. В переходный период последнего десятилетия XX века для нашей республики наиболее приемлемой формой была избрана идея реального федерализма. И эта идея была реализована. Так 26 февраля 1991 года был принят Закон «О государственном статусе Якутской-Саха ССР», а уже 31 марта 1992 года Республика Саха (Якутия) стала активной участницей заключения Федеративного договора.

Вместе с Федеративным договором было подписано ключевое Соглашение о взаимоотношениях между Правительством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия по экономическим вопросам. По данному Соглашению Республика Саха (Якутия) получила реальные права для самостоятельного решения крупных вопросов своей жизни, и одновременно, взяла на себя огромную ответственность за результаты дальнейшего развития.

25 ноября 1992 года было заключено Соглашение о разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия), 29 июня 1995 года был подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия), к которому были приобщены 15 Соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) о разграничении полномочий: в области бюджетных отношений; в области экономики; в области международных и внешнеэкономических связей; в области горнодобывающей промышленности; в области дорожно-транспортного комплекса; в области реализации федеральных программ на территории Республики Саха (Якутия); в области топливно-энергетического комплекса; в области связи; в области обеспечения занятости на селения и регулирования миграционных процессов; в области таможенного дела; в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; в области агропромышленного комплекса; в области высшего и среднего профессионального образования; в области общего среднего, начального (педагогического) образования; в системе управления Северным морским путем.

Данный Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) был переподписан в целях приведения в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством в измененном виде 26 сентября 2002 года.

27 сентября 2014 года Республика Саха (Якутия) отмечает 24-ю годовщину принятия Декларации о государственном суверенитете Якутии и преобразования ее в Якутскую-Саха ССР. Это судьбоносное для Якутии решение, принятое Верховным Советом ЯАССР двенадцатого созыва, стало краеугольным камнем для фундамента современной государственности нашей Республики. В этом видится большая заслуга народных депутатов тогдашнего созыва, сплоченных общей идеей о необходимости коренных преобразований в жизни общества и государства.

Огромную историческую ответственность тогда взял на себя Председатель Верховного Совета республики Михаил Николаев, в непростых условиях призвав депутатский корпус провозгласить государственный суверенитет Якутии. Закономерно, что впоследствии Михаил Ефимович Николаев стал первым всенародно избранным руководителем новой Якутии – Президентом Республики Саха (Якутия).

Прошедшие годы в полной мере показали важное историческое значение этого основополагающего документа. Положения Декларация послужили основой для разработки новой Конституции (Основного закона) республики, формирования новых принципов организации и деятельности государственной власти в постсоветский период.

Новые реалии построения современного правового демократического государства привели к учреждению новых высших органов государственной власти республики – Президента, Государственного Собрания (Ил Тумэн) — Парламента и Конституционного суда Республики Саха (Якутия).

Знаменательно, что в этом году празднование годовщины принятия Декларации о государственном суверенитете совпало с днем вступлении в должность вновь избранного многонациональным народом Якутии Главы Республики Саха (Якутия) Егора Афанасьевича Борисова, который ранее занимал пост высшего должностного лица в качестве Президента республики, 17 июня 2010 года получив абсолютное доверие Парламента поддержавшего предложение Президента РФ Дмитрия Медведева.

Изменяющиеся политические и социально-экономические условия жизни в международном и внутригосударственном измерениях отражаются, в том числе, на государственном устройстве нашей страны-Российской Федерации и ее субъектов. Новый вектор политического развития страны показал необходимость усиления роли представительной демократии в регионах. Прямые выборы глав субъектов Российской Федерации после периода их назначения посредством наделения полномочиями региональными парламентами вновь востребованы населением и действующими политическими силами.

Прошедшие главные выборы в Республике Саха (Якутия) наглядно это продемонстрировали. Убедительно победивший на выборах Егор Борисов в своем обращении подчеркнул: «Результаты выборов – это ваша оценка наших общих успехов в развитии республики, в пробуждении общественной активности, в создании комфортных условий для повседневной жизни каждого человека. С другой стороны — итоги голосования показали, что есть люди, посылающие сигнал о необходимости более качественных перемен. Это объективный фактор, подтверждающий, что всякие позитивные преобразования порождают в обществе запрос на еще более ощутимые прогрессивные сдвиги».

Конституционно-правовой статус Главы Республики Саха (Якутия) (Саха Республикатын Ил Дархана — на якутском языке), отражает национально-государственный принцип организации общественного и политического устройства Республики Саха (Якутия), как равноправного субъекта Российской Федерации, в интересах ее многонационального народа, являющегося источником государственной власти.

Пост высшего должностного лица Республики, как и действующий Парламент, олицетворяет преемственность государственной власти в обновленной Якутии. Он позволяет сохранить и продолжить на новом этапе развития достижения предыдущих руководителей республики – первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева, который на основе принятого Постановлением Верховного Совета Якутской-Саха ССР N 644-XII от 16 октября 1991 года Закона Республики Саха (Якутия) «О Президенте Республики Саха (Якутия)» был впервые избран 20 декабря 1991 г.на альтернативной основе Президентом Якутской — Саха ССР,в последствии был повторно избран Президентом Республики Саха (Якутия) 22 декабря 1996 года, а также Вячеслава ШтыроваПрезидента Республики Саха (Якутия) в период 2002-2010 гг.

Государственное строительство Республики Саха (Якутия) неразрывно связано с обеспечением верховенства Конституции (Основного закона) Республики, ее правовой охраны. В этой деятельности, наряду с Главой Республики и Парламентом Республики, важнейшую роль в развитии государственно-правового статуса Республики Саха (Якутия) сыграл Конституционный суд Республики Саха (Якутия).

Идея специального судебного органа конституционного контроля была также заложена в Декларации о государственном суверенитете 1990 года. В ней провозглашалось разделение законодательной, исполнительной и судебной власти в качестве конституционного принципа организации государственной власти в нашей республике.

В настоящее время Конституционный суд Республики Саха (Якутия) действует как судебный орган конституционного контроля, осуществляя правосудие в форме конституционного судопроизводства. По вопросам исключительного ведения Республики Саха (Якутия) Суд осуществляет судебную власть самостоятельно и независимо, руководствуясь Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), при этом Конституционный суд республики является составной частью единой судебной системы Российской Федерации.

Во время своей деятельности (с 1992 г.) Конституционный суд республики последовательно укреплял основы конституционного правосудия, закрепленные в Конституционном законе «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве», внося значительный вклад в развития качества регионального законодательства и правоприменительной практики.

Как отмечает первый Председатель Конституционного суда РС (Я) д.ю.н., профессор Дмитрий Миронов: «Родовое предназначение Конституционного суда республики — всячески способствовать конституционализации региональных общественных отношений». В первую очередь, это нашло отражение в судебных решениях, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина. За период деятельности Суда в 1992-2014 гг. было принято 54 итоговых решения в сфере обеспечения конституционных прав и свобод граждан республики. Это прямо коррелируется с одной из целей принятия Декларации о государственном суверенитете 1990 года – провозглашения и гарантии охраны чести, достоинства, здоровья, законных интересов всех граждан на территории республики.

Празднуя День государственности Республики Саха (Якутия), отмечая вступление в должность вновь избранного Главы Республики Саха (Якутия) (Саха Республикатын Ил Дархана), можно с уверенностью говорить, что мы продолжаем двигаться по вектору развития, заданному Декларацией – основополагающим документом формирования новой государственности нашей республики.

По прошествии веков развитие государственности Республики Саха (Якутия) в составе Российской Федерации не должно подвергаться сомнению, учитывая, что Якутия с момента вхождения в состав Российского государства ни разу не изменяла своему историческому выбору.

Сегодня перед нами стоят новые цели и задачи по повышению уровня благосостояния населения, развитию экономического потенциала республики, поэтому только консолидировав свои силы для достижения новых успехов мы сможем укрепить мощь нашей родной Якутии и нашей Родины — Российской Федерации.

Александр КИМ-КИМЭН, Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия).

 

 

 

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)