Эпидемии, бушевавшие в Якутии. Мифы и легенды о черной оспе

Нерюнгри

Эпидемии, бушевавшие в Якутии. Мифы и легенды о черной оспе

Якутия пережила немало пандемий, среди которых эпидемия черной оспы, лепры и кори, пандемии испанского гриппа и туберкулеза, инфекционные болезни трахома и сифилис. Самой смертоносной считается черная оспа.

Натуральная (черная) оспа до сих пор вызывает у человека суеверный страх. Человек страдал от оспы тысячелетиями, на счету у этой инфекции не один десяток миллионов человеческих жизней.

В мае 1980 года ВОЗ объявила о полной ликвидации заболевания на планете.

Это острое вирусное заболевание, которое в типичных случаях характеризуется общей интоксикацией, лихорадкой, своеобразными высыпаниями на коже и слизистых оболочках, последовательно проходящими стадии пятнами, пузырьками, пустулами, корочками и рубцами.

Возбудитель устойчив к воздействию внешней среды, особенно к низким температурам. Инфицирование происходит при вдыхании зараженного воздуха. Летальность колеблется от 2% до 100%.

Первые упоминания о черной оспе на территории Якутии значатся 1652 годом у якутов и столбовских тунгусов на реке Оленек и нижнем течении Лены, численность населения сократилась в пять раз. В 1833 году оспа унесла жизни почти всего населения Зашиверска, в 1855-м — болезнь была зафиксирована в поселке Походск Нижнеколымского района, в 1882-м — в Якутске, в 1883-м — в Усть-Янском, в 1884-м — в Булунском районе и на островах у мыса Быкова, в 1885 году оспа унесла жизни чукчей в Нижнеколымском районе. 

По словам специалистов, сводных данных по погибшим от эпидемии черной оспы в Якутии нет. 

Эпидемии, бушевавшие в Якутии. Мифы и легенды о черной оспе

Кюннэй Пестерева, старший преподаватель исторического факультета СВФУ:

— Болезнь, несомненно, пришла на территорию Якутии вместе с новым населением. Эпидемии оспы особенно тяжело протекали в северных районах Якутии с небольшими перерывами с XVII и почти до начала XX века. Они привели к значительному сокращению населения на севере, были уничтожены целые поселения и роды. К примеру, история гибели города Зашиверск (среднее течение реки Индигирка, ныне Момский район, — прим.ред.). Ранее процветавший город пришел в упадок из-за эпидемий оспы в первой половине XIX века. 

Оспа считалась очень опасной и почти неизлечимой болезнью. Сохранились предания, в которых говорится о шаманах, боровшихся с духом оспы, принявшим вид быка. Путники старались избегать мест, где были больные оспой, и обходили стороной их дома. В таких местностях ставили знаки в виде крестов или ставили у дома палки с протянутыми веревками для обозначения карантина и предостережения окружающих. Болезнь удалось остановить лишь после неоднократных вакцинаций. Первая вакцинация была проведена в Якутске в 1790 году, в последующем несколько раз проводилась в XIX веке.

Процент смертности от оспы был очень высоким. По данным российского этнографа Владимира Иохельсона, в результате эпидемии оспы среди юкагиров в 1885 году погибло больше половины населения.

Ученый Юрий Слепцов: «Распространению оспы помешали шаманы»

Эпидемии, бушевавшие в Якутии. Мифы и легенды о черной оспе

Кандидат педагогических наук, младший научный сотрудник отдела археологии и этнографии ИГИиПМНС СО РАН ФИЦ «ЯНЦ СО РАН» Юрий Слепцов:

— В легенде говорится, что прозорливый шаман-ясновидец обнаружил дух оспы и потребовал, чтобы таинственный ящик, в котором укрывалась оспа, был брошен в воды Индигирки. Но этому воспрепятствовал жадный до сокровищ священник, и оспа истребила жителей города. 

Распространению оспы помешали шаманы, которые встали на спасение своего народа. Так, шаман Саргыл всю свою родню спрятал своими шаманскими чарами. Сам в местности Ойусардах встретился с духом оспы в образе быка, силы были равными, поэтому дух оспы вернулся в город. Чтобы дух оспы не вернулся, шаман Саргыл поставил шаманский самострел и сказал: «Если кто и сможет разрядить этот самострел, будет дух оспы, но он заробеет. Сильнее шаман, чем я, не скоро появится на этой земле».

Эпидемия оспы свирепствовала в Верхоянском округе в 1773-1776 годах и, вернувшись в 1883-м, выкосила последних жителей города Зашиверск. С городом были уничтожены и другие русские заимки, множество стойбищ юкагиров. Я думаю, что оспа сыграла огромную роль в исчезновении этого древнего народа Севера. Так как они жили оседло.

Есть легенда, что около города Зашиверск был город юкагиров. Чайка, пролетая над стойбищем, чернела от дыма костров и юрт. Правил городом князец Хаба. Во время чумы Хаба князец, держа на палке шкуру черно-бурой лисицы, ехал на пестром олене. По дороге он встретил русских девушек, и они попросили отдать им эту шкуру, на что князец ответил: «Как я отдам русским девушкам, желающим вступить в любовную связь с мужчинами?» И погнал оленей в сторону города, а девушки ушли по его следу к городу юкагиров. Хаба княцез, въехав в город, увидел, что жители умерли, он погнал оленей обратно. Его город тоже был истреблен эпидемией. Говорят, сохранились три человека — двое мужчин и женщина. Они убежали в горы. Затем послали женщину узнать, что стало с городом. Она выяснила, что жители города поголовно погибли. Возвратилась обратно, но вместе с ней, спрятавшись в нее, пришел дух оспы. Дух оспы съел всех этих трех людей. По некоторым легендам, из города спаслись только двое — старуха и внучка. 

Как видим из легенд, нарушение карантинных мер привело к уничтожению целых поселений.

Великий путешественник Тан-Богораз писал, что когда они пришли к чуму, хозяйка-чукчанка не пустила, сказала, что они пришли со стороны, где была болезнь. Тан-Богораз еле-еле уговорил ее пустить его и путников, сказав, что они не были в очаге болезни.

Инстинкт самосохранения северных народов позволил им сохранить свою жизнь. До сих пор якуты и эвены без надобности не заходили в заброшенный город, считая, что дух оспы до сих пор там живет.

Якуты и эвены никогда не заходили в те дома и юрты, где была болезнь. Для предупреждения они на дороге оставляли знак, отломанную ветку.

Ведущий библиотекарь отдела краеведческой литературы Нерюнгринской городской библиотеки Варвара Корякина опубликовала историю Зашиверска. Приводим полный текст статьи.  

Тайны затерянного города 

Эпидемии, бушевавшие в Якутии. Мифы и легенды о черной оспе

В пятидесятых годах прошлого века летчики, пролетая над Момским районом Якутии, и редкие охотники, гоняясь за дичью, среди тайги видели древний город, затерянный среди северных гор. Пред ними открывалась мистическая картина: почерневшая от времени деревянная, удивительной красоты церковь высится над городом-призраком: большинство строений разрушено до основания, улицы заросли тальником и высокой травой, рядом с часовенкой кладбищенские кресты будто бы говорили о чем-то зловещем, что произошло в этих краях полтора века назад. Только ветер одиноко гуляет и завывает среди печальных развалин, иногда он ударяет в колокол, тогда тот гулко отзывается, как будто из небытия. Уныло глядят на мир пустыми глазницами оконные и дверные проемы.

Это был позабытый, стертый из памяти людей, таинственный город Зашиверск. Что известно об этом загадочном городе? Пронесемся сквозь века.

Скупые архивные данные гласят, что история Зашиверска началась в 1639 году, когда русские казаки заложили новое поселение на берегах реки Индигирка в Заполярье. Название города образовано от слова «шиверы», что означает — каменные пороги. Зашиверск имел выгодное географическое расположение, находясь на пересечении сухопутных и водных маршрутов Якутско-Колымского тракта.

В 1783 году Зашиверск с учетом наличия в нем крепости и церкви получил статус города и административного центра Зашиверского уезда в составе Якутской области Иркутского наместничества. 26 октября 1790 года высочайше утвержден герб города Зашиверск.

Город был по тем временам большой, имелось много зданий: здесь разместились градоначальник и городская ратуша, уездное казначейство, уездный суд по уголовным делам, земский суд и другие учреждения. Открылось питейное заведение, хлебозапасный и соляной магазины. Горожане занимались охотой, рыбалкой и даже земледелием. Юкагиры, эвены и якуты снабжали горожан молочными продуктами, дичью, олениной, медвежатиной и говядиной.

В городе существовала хорошая церковная библиотека, располагала справочными книгами по морскому и военному делу. Время от времени тунгусские племена нападали на этот город-острог, поэтому Зашиверск был обнесен высокой крепостной стеной. Из документов, которые чудом сохранились, видно, что в XVIII веке жители окрестных мест привозили в Зашиверск меха, ценившиеся на вес золота. Каждый год в ноябре или декабре у стен деревянной крепости устраивались многолюдные шумные ярмарки. Приезжие на санях купцы из Якутска сбывали посуду из железа, ткани, бисер, сахар, табак, местное население — пушнину, бивни моржей и мамонтов.

Вся история этого загадочного города окутана мифами и мистикой.

В народе в момских краях сохранились легенды о Зашиверске. Ведь каждое древнее сказание несет отпечаток реальных событий и отголоски канувших в небытие времен…

Первое предание повествует о тайнах строительства этого города. Проводником у сибирских первопроходцев был местный житель Бэрт Чёрёгёр. Личность весьма неординарная, мифическая: богатырь, который редко рождается в этом Срединном мире, к тому же еще обладал, видимо, и некой шаманской силой. Он и определил местность, где был заложен Зашиверск. А место ему указали духи…

С крестом церкви связано еще одно предание. Богатырь Бэрт Чёрёгёр сам подбирал особое дерево для креста на купол Спасо-Зашиверской церкви.

Дерево было очень большим и росло на горе Чубукулаах (место, где водится горный баран). Бэрт Чёрёгёр сказал: «Если есть Бог, то я не умру», срубил дерево, сел на него верхом, съехал с высокой горы до самого подножья и остался при этом живым и здоровым. С тех пор гора эта называется Кириэстээх хайа (гора с крестом). Богатырь сказал, что дерево это особенное и под крестом из заговоренного дерева церковь будет стоять на века.

Бэрт Чёрёгёр указал эту местность с одним условием: жители нового острога должны относиться бережно к этим благодатным местам, которые даруют изобилие и богатство, охотиться и добывать пушнину в меру, постоянно задабривать духов местности, отдавать им почести и говорить слова благодарности за дары. Если не будут соблюдаться древние законы северных народов, то беды жителям города не миновать. Но не всегда условия мифического богатыря выполнялись, тогда, когда алчность людей переходила рамки разумного, в городе случались пожары или наводнения.

Эпидемии, бушевавшие в Якутии. Мифы и легенды о черной оспе

Из архивных документов видно, что жители Зашиверска умели справляться с трудностями: город благополучно пережил несколько пожаров, наводнений и нападений, но решающими факторами его исчезновения стали сокращение пушного промысла и повторяющиеся эпидемии оспы.

О страшной гибели города повествует другая печальная индигирская легенда, пронесенная сквозь века.

В те незапамятные времена северный город с прекрасными, богато украшенными домами, многочисленными жителями процветал. Рождались в этом городе очень красивые и умные дети от смешанных браков. Народу здесь жилось вольготно.

Тогда были в Зашиверске два самых почитаемых человека — шаман и священник, порой враждовавшие меж собой.

Однажды на шумной зашиверской ярмарке шаман увидел в повозке у одного из купцов богато окованный сундук невиданной чудной работы и приказал немедленно выбросить этот сундук — закопать в нелюдном месте или сжечь его. А священник разрешил раздать людям добро, хранившееся в сундуке. Сундук оказался без хозяина, никто и не знал, чей он. Люди не понимали, что устрашающего увидел местный чародей в этой красивой вещи. А в сундуке была богатая одежда, шубы из дорогих мехов.

Люди из жадности отказались следовать указаниям шамана, а прислушались к словам священника, расхватав ценное содержимое сундука. Через несколько дней в городе началась эпидемия черной оспы. Заболевшие участники ярмарки в ужасе разбежались по тундре, разнося заразу. Людей умирало так много, что их не успевали хоронить, ведь была зима, некому было копать мерзлую землю. А весной трупы плыли вниз по Индигирке… Опустела в те времена момская земля.

Страшной ценой поплатились зашиверцы за свою алчность и жадность. Такова была гибель этого некогда процветавшего заполярного города. С тех пор в этот призрачный город не ступала нога человека. Местные охотники и странники стороной обходили эти места, где поселилась «черная смерть». Так и остался стоять среди гор и тайги этот заброшенный и забытый город.

На этом зловещая история Зашиверска не закончилась.

Путешественники и полярные исследователи первой половины XX века, поднимаясь по Индигирке, видели, что Спасо-Зашиверская церковь по-прежнему стоит среди мертвого города и к тому же неплохо сохранилась. Будто бы предсказания легендарного Бэрт Чёрёгёра сбылись, церковь простояла почти два века и была настолько великолепна, что дух захватывал при виде нее.

В 1969 году было решено снарядить экспедицию по спасению этого необычного памятника архитектуры. В состав экспедиции входили историки, археологи, архитекторы, фотографы и кинооператоры. Прилетев на место, исследователи были поражены.

Руководил экспедицией Алексей Павлович Окладников — историк, археолог, один из основателей Института истории, филологии и философии СО АН СССР. Окладников с восхищением писал о церкви: «Сойдя с вертолета, мы оказались как бы лицом к лицу с древним мастером, чей топор с удивительным мастерством вытесал и подогнал друг к другу мощные бревна срубов, искусно прорубил проемы для окон, которые некогда закрывались слюдяными оконницами, вздыбил высокие шатры, увенчанные грациозными главками. И над всем этим великолепием он вознес легкие и строгие контуры крестов, соперничающих в своем стремительном взлете ввысь с окружающими горами и, кажется, даже с самими облаками».

Алексей Павлович Окладников, собирая материал об освоении Сибири, нашел потерянное имя мастера, воздвигшего это чудо северной архитектуры — Спасо-Зашиверскую церковь. В одном из старых документов, описывающих «древнеправославные храмы божьи», было сказано, что зашиверская церковь сооружена в 1700 году, а «имени мастера нет в документах, но по преданию таковым был местный житель мещанин города Зашиверск Андрей Хабаров».

Но эта экспедиция закончилась печально. Древняя «черная смерть» спустя века настигла и участников экспедиции. Как гласит народная молва, археологи вскрыли несколько захоронений в Зашиверске. Одно из них было могилой прекрасной юной дочери местного шамана, которую унесла страшная беспощадная эпидемия.

Смерть красавицы — дочери шамана имеет свою тайную историю. Как говорится в рассказах былых времен, в прекрасную девушку был влюблен сын священника, и юноша подарил юной дочери шамана соболью шубу, которая досталась ему из сокровищ того злополучного сундука. Девушка с радостью приняла дар возлюбленного, укуталась в дорогой красивый мех, заразилась страшной неведомой болезнью и умерла мучительной смертью.

А сам молодой человек не заболел, сказывают, что молитвы отца оградили его от гибели. Но не смог юноша перенести смерть своей возлюбленной, и сам наложил на себя руки, повесился на высокой колокольне. Тем самым обрек сын священника свою бессмертную душу на вечные страдания. И его неупокоенная душа навсегда осталась в этом мире и бродит среди развалин города-призрака.

Человек, который первым вскрыл гроб девушки, — профессор Иван Маковецкий и снимавший все эти действия кинооператор Олег Максимов были инфицированы спорами оспы и погибли. Таинственное проклятие затерянного в глубине якутской тайги мистического города нашло новых жертв.

Таковы тайны загадочного мертвого города Зашиверск. Таковы предания ушедших столетий…

Источник

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)