Галина Кошукова: председателю райсовета контроль над исполнительной властью не нужен?

Галина Кошукова депутат Нерюнгринского районного совета Депутаты

Газета «Просто Нюрка» опубликовала интервью с Галиной Кошуковой, которая является в Нерюнгринском райсовете депутатом с самым большим стажем.

Галина Кошукова депутат Нерюнгринского районного совета
Галина Кошукова

— Галина Николаевна, какие особенности нынешнего созыва районного Совета вы можете отметить?

— Третий созыв Нерюнгринского районного Совет депутатов я могу назвать уникальным, потому как в его составе находятся представители пяти партий — Единой России (10 депутатов), КПРФ (5 депутатов), ЛДПР (5 депутатов), Справедливой России (4 депутата) и один от Гражданской платформы. Первый раз у нас сложился такой многопартийный состав. При этом как такового большинства одной партии нет. Я считаю, это хорошо. У власти должна быть оппозиция. Без оппозиции власть не эффективна. Другая особенность — из 25 депутатов большинство не имеют опыт работы в представительном органе. Не все еще понимают, кто они есть. К примеру, идя на последнюю сессию, услышала от молодых коллег фразу: «Может, сегодня глава района не будет нас ругать…». Что это как непонимание своей статусной принадлежности? Депутаты не должны переживать за то, понравится ли их решение главе. Они должны понимать, что это исполнительная власть у них на контроле. Однако именно с контрольными функциями у нас пока и есть проблемы.

— Поясните.

— Приведу один, но яркий пример. Задолго до внесения проекта районного бюджета на 2015 год на публичные слушания фракция Единой России вышла с инициативой создать рабочую группу по контролю над формированием расходной части бюджета. По данному поводу руководитель фракции ЕР Нюргун Степанов 7 октября письменно обратился к председателю Совета Валерию Селину. Прошло два месяца, а ответа мы не получили. Это предложение рассматривалось на заседании бюджетной комиссии. Однако комиссия собралась не в полном составе, к ее работе присоединился председатель Совета Валерий Селин, который в состав комиссии не входит, но по регламенту имеет право решающего голоса, а он-то как раз предложение Единой России не поддержал и повлиял на результат голосования. Председателю Совета контроль над исполнительной властью оказался не нужен.

Но есть вещи, на которые депутатам надо обратить внимание: количество чиновников районной администрации с учетом сотрудников их обслуживающего учреждения, по моему мнению, явно завышено. В результате это влечет большой расход бюджета. Судите сами: на содержание центрального аппарата администрации тратиться почти 56 миллионов, плюс 46 миллионов на МУ СОТО. На муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений Нерюнгринского района» еще 56 миллионов. Притом, что есть Управление финансов Нерюнгринской районной администрации, состоящее из 18 сотрудников, расходы на которых составляют еще 19 миллионов. С 2014 года выросли расходы на представительный орган – районный Совет депутатов до 7 миллионов 305 тысяч. Не буду грузить всеми цифрами, скажу лишь, что если сложить все расходы на функционирование исполнительной власти района, то получиться сумма боле 240 миллионов — почти годовой доход бюджета целого города Нерюнгри. При этом объем поступления доходов в бюджет Нерюнгринского района на 2015 год – 919 миллионов 904 тысячи. То есть, расходы на власть составляют почти четверть всего бюджета.

Президент нашей страны Владимир Путин обратился к регионам с призывом о снижении расходов бюджетов на 5% минимум. Но на примере нашего районного бюджета мы этого пока не видим.

Главный врач районной больницы Нюргун Степанов, он же депутат Совета, обратился с проектом целевой программы «Создание благополучных условий в целях привлечения и закрепления медицинских работников в медицинских организациях Нерюнгринского района» и просил главу района найти на ее финансирование 10 миллионов рублей. Не секрет, что у нас большой дефицит медицинских кадров, укомплектованность врачами составляет всего 60%, а средним медперсоналом – 78%. Единственный выход, как удержать в Нерюнгри медработников – обеспечить их хотя бы жильем. Глава района Андрей Фитисов сказал, что будет просить требуемое финансирование в правительстве республики. Однако, я считаю, можно обойтись и внутренними резервами. В 2014 году в результате реализации программы переселения в другие регионы страны в районе высвобождается 18 квартир. Почему бы не выделить эти квартиры специалистам медикам? И не нужно будет напрягать республиканское правительство. Известно, что в ближайшие годы бюджет Якутии будет испытывать большой дефицит, по многим программам планируется сокращение расходов, значит, на серьезную поддержку вряд ли можно рассчитывать.

Считаю, нужно сокращать и представительские расходы районной администрации: банкеты, подарки. Три недели назад Владимир Путин, выступая на «Форуме действий» Общероссийского народного фронта, сказал правильные слова: расточительство, неумение распорядиться государственными средствами не останутся незамеченными. Трата миллионов бюджетных средств Нерюнгринского района на букеты и банкеты – это ли не расточительство?

Я, как депутат, считаю неприемлемым, когда на содержание районной власти расходуется почти четверть миллиарда рублей, а на ремонты в школах и детских садах всего только 32 миллиона в год.

Думаю, к принятию бюджета на 2015 год депутаты должны подойти более взвешено, чем год назад. Теперь уже нельзя будет списать недоработку на послевыборную суету и неопытность. Для качественной работы над проектом бюджета и требовалось создать рабочую группу, которую председатель совета Валерий Селин посчитал ненужной. Кстати, ответа от него с мотивированным отказом фракция Единой России (40% от депутатского состава) все еще ждет.

Вопрос о Вашей партийности. С самого начала работы III созыва районного совета Вы, Галина Николаевна, являлись независимым депутатом, то есть не входили ни в одну из партийных фракций. Теперь же вы сопереживаете Единой России?

— Я член партии Единая Россия и никогда из нее не выходила. Другое дело, что на выборы в райсовет я шла не по партийному списку, а самовыдвижением по мажоритарному округу. Недавно я прияла решение войти во фракцию ЕР. В районном совете сегодня это реальная оппозиционная сила, способная держать в некоторых рамках действующую власть. Я уже говорила, что оппозиция власти просто необходима, иначе власть станет бесконтрольной, начнет верить в собственную непогрешимость. Так что я не сопереживаю партии, я в ней работаю, и стараюсь это делать с полной отдачей.

— С какими инициативами на районный совет Вы уже выходили в составе фракции ЕР?

— Я вышла с предложением полноценной реанимации детского лагеря «Мужество». Вот уже много лет, как лагерь в летний период может принимать детей лишь на дневное пребывание. Каждое утро в сезон автобусы собирают детей по городским остановкам, а вечером развозят обратно. Городским ребятишкам лагерь оказывается доступным, а вот дети Иенгры, Золотинки, Серебряного Бора, увы, возможности отдохнуть в нем не имеют. Мое предложение было таковым: строить каждый год по одному новому корпусу. На фракции ЕР предложение поддержали и вынесли его на Совет. Одобрила его и комиссия по бюджету. В результате вопрос был внесен в повестку в раздел «разное» последней сессии, которая состоялась 4 декабря. От депутатов пока не требовалось принятия конкретного решения, а планировалось обсуждение путей реализации предложения, итогом могло стать поручение составить проектно-сметную документацию. И каково же было наше удивление, когда в считанные часы до сессии, мы получили уведомление, что вопрос о лагере «Мужество» снят и не будет рассматриваться. Как выяснилось, на имя председателя Совета поступило обращение от депутата Алексея Наумова, который, кстати, является директором этого лагеря, и, казалось бы, должен быть заинтересован в его развитии. Однако депутат Наумов попросил снять вопрос с повестки. Не дав возможность депутатам обсудить это на сессии, Селин учел мнение одного депутата, видимо, забыв, что райсовет является коллегиальным органом. Что это, как не самоуправство председателя, который утверждает повестку?

Аналогично ушел с повестки и другой актуальный для жителей района вопрос о софинансировании расходов на крытый стадион «Горняк». Сегодня стадион испытывает нужду в средствах, тренеры получают крайне низкую зарплату – 15 тысяч. На фракции Единой России, а затем и на депутатской комиссии было приято решение, направить обращение в уполномоченные органы Республики с просьбой о возмещении затрат, приходящихся на долю госсобственности. Вопрос депутатами от ЕР был отработан. Но его сняли с повестки по той же схеме, что и лагерь «Мужество». Директор стадиона Сергей Миронов написал председателю райсовета ходатайство не рассматривать на сессии, подождать до завершения организационных вопросов. И председатель выполнил волю, в данном случае даже не депутата Совета. Это уже не вписывается ни в какие рамки регламента и совести.

— Будучи председателем райсовета прошлого созыва, что Вы можете сказать о том, оправдывают ли себя те затраты, что несет бюджет на оплату труда нынешнего освобожденного председателя и его заместителя?

— Я не стану давать никаких оценок. Да и срок полномочий еще довольно большой. Отмечу лишь, что в формате работы собственно пока ничего не изменилось. В пору, когда освобожденного председателя не было, с тем же фронтом работы справлялась зампредседателя Тамара Петровна Архипова, она вела ежедневный прием граждан, направляла обращения для решения их актуальных проблем, координировала работу депутатов и комиссий. С тем, что теперь и председатель, и его зам стали оба получать зарплату, их обязанности не увеличились.

В завершение отметим, что таких затрат на представительный орган, как в Нерюнгринском районе, больше нет ни в одном муниципальном образовании республики. Насколько же инициатива Андрея Фитисова об освобожденном председателе райсовета себя оправдала, пусть ответит он сам. И прежде всего со своей позиции: сколько целевых программ помог муниципалитету защитить Валерий Селин, и сколько привлек финансовых средства в экономику района. Или он пока только их отвлекает по 2,5 миллиона в год?

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)