Куда идём, или О рабочих местах, дефиците кадров и качестве жизни

Нерюнгри

Дальнейшее развитие ТОР «Южная Якутия» в Нерюнгринском районе невозможно без развития инфраструктуры, состояние которой уже сегодня не соответствует стремительно развивающейся в регионе экономике. Об этом говорили, в том числе, участники недавнего совещания, которое провел в актовом зале ГОК «Денисовский» полномочный представитель президента на Дальнем Востоке, вице-премьер правительства РФ Юрий Трутнев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕНЬГИ НА АЭРОПОРТ… УКРАЛИ?

В числе наиболее актуальных в который раз «всплыла» многолетняя тема реконструкции аэропорта «Нерюнгри», находящегося примерно в 47 км от Нерюнгри и в 5 километрах от Чульмана. Его взлетно-посадочную полосу в последний раз планировали капитально отремонтировать в 2015 году. Но затем передумали. Речь о новом здании аэровокзала ведется с конца 90-х годов. Оказалось, что построенная 20 лет назад и на десятилетия замороженная «коробка» давно не соответствует никаким современным требованиям, и единственным выходом специалистам видится её полный снос и строительство абсолютно нового здания.

Напомним, что причиной нынешнего состояния аэропорта является отсутствие средств на его реконструкцию в объеме 6,1 млрд рублей.

По данным Минвостокразвития, которые прозвучали теперь и в Нерюнгри, государственной программой «Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» на модернизацию инфраструктуры аэропорта Нерюнгри предусматривалось 70 млрд рублей.

Проектные работы планировали завершить в 2014 году. Средства на проектирование были выделены и успешно «освоены» в 2015 году. Реконструкцию аэропорта должны были закончить в 2016 году.

В январе 2016 года проект, выполненный ОАО Республиканский проектно-изыскательский институт «Якутпроект», проходил государственную экспертизу. Планы были блестящие! В соответствии с проектом, в аэропорту Нерюнгри должны быть построены служебно-пассажирское здание, аварийно-спасательная станция и новый склад ГСМ, запланирована реконструкция взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона, ремонт системы теплоэлектроснабжения и другие работы.

Центральным зданием реконструированного аэропорта должно было стать новое двухэтажное служебно-пассажирское здание пропускной способностью 200 пассажиров в час. Помимо традиционных зон для вылетающих и прилетающих пассажиров, обработки багажа, служебных и технических помещений здесь были запланированы комфортные комната матери и ребенка, зона длительного ожидания, столовая на 42 посадочных места, медицинский пункт, камера хранения и т.д. Здание обещали оборудовать лифтами и эскалаторами. В ходе строительства предполагалось использовать современные технологии и материалы с учетом местного климата.

Особое внимание проектировщики уделили оформлению фасада с учетом того, что в слове «Нерюнгри» отражается эвенкийское название – «река, богатая хариусом». Стеклянные козырьки главного входа со стороны привокзальной площади придадут оптический эффект, олицетворяющий таежную реку. По центру фасада должны были «плавать» серебристые рыбки-хариусы. В продолжение речной темы со стороны летного поля здание аэропорта украсят эвенкийские легкие лодочки-каяки.

Позже, однако, выяснилось, что проектная документация по аэропорту «Нерюнгри» так и не была завершена. Еще в ноябре 2017 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил выяснить причины не доведения средств до аэропортов Дальнего Востока. В 2013 году по государственным федеральным целевым программам на развитие аэропортового хозяйства было выделено 106,1 млрд рублей. Из них более 64 млрд пропали из-за того, что были плохо подготовлены проекты, несвоевременно проведена государственная экспертиза, а зачастую госэкспертиза не принимала эти проекты. В результате деньги перераспределились, аэропорты не были построены или реконструированы. Речь идет о 40 аэропортах на Дальнем Востоке. Среди регионов, где были выявлены факты не доведения средств до аэропортов, есть и Якутия.

Всё это вместе взятое вызвало гнев полпреда Юрия Трутнева, который откровенно заявил журналистам после совещания, состоявшегося 2 февраля 2018 года: «Настаиваю на том, чтобы все были наказаны. И те люди, которые получили бюджетные деньги, и по результатам сдали проекты, которые не прошли государственную экспертизу, они просто эти деньги украли. Поэтому я буду обращаться к правоохранительным органам с просьбой организовать еще раз проверку, обеспечить, чтобы все люди, которые обманули, были наказаны в соответствии с законодательствома РФ», – заявил Трутнев.

Однако сам вопрос аэропорта Нерюнгри это не снимает. Успешная работа ТОР «Южная Якутия» с такими убогими «воротами» в республику невозможна. Это подтвердил и генеральный директор ООО «УК Колмар» Сергей Цивилев.

«Сегодня мы понимаем, что без аэропорта никак нельзя. Он нужен с выходом на международные линии, чтобы жители города могли слетать, к примеру, во Вьетнам, Таиланд. Не надо для этого ехать в Москву. Тогда люди будут чувствовать себя совсем по-другому», — сказал он журналистам.

Другие актуальные вопросы инфраструктуры: увеличение провозных возможностей компании «Российские железные дороги» и развитие торгового порта Ванино. Если в Нерюнгринском районе, благодаря развитию ТОР, собираются добывать угля в несколько раз больше, чем сегодня, то и увозить его отсюда придется во столько же раз быстрее, чем увозится сейчас.

БЫСТРЕЕ ПЛАНОВ

Напомним, что ТОР «Южная Якутия» была создана постановлением председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева 29 декабря 2016 года. В 2017 году её территория была расширена, было предусмотрено создание 3,5 тысячи новых рабочих мест.

«Объем инвестиций в ТОР «Южная Якутия» в полтора раза превосходит план и составляет около 30 млрд рублей. Работы идут интенсивно, несмотря на сложные климатические условия», — сообщил полпред президента РФ Юрий Трутнев, открывая совещание.

По эффективности использования бюджетных средств «Южная Якутия» занимает первое место в ДФО. Проект реализуется на четырёх инвестиционных площадках — Инаглинская, Чульман, Денисовская и Беркакит. Заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов отметил, что «планы перевыполняются с общим объемом в 10,6 млрд рублей».

Заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов выступил с основным докладом. Он напомнил присутствующим, что ТОР «Южная Якутия» базируется на двух инвестиционных площадках угледобывающих горно-обогатительных комбинатов «Инаглинский» и «Денисовский» общей площадью 23,2 тысячи га. После включения в число резидентов ТОР центра БелАЗ, который был открыт недалеко от Беркакита 10 ноября 2017 года, таких площадок стало три.

Основной специализацией ТОР «Южная Якутия» определена добыча и переработка коксующихся углей для поставки на российский рынок и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Помимо этого постановлением определено 33 вида экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим ТОСЭР. Это значит, что двери ТОР для многих потенциальных резидентов по-прежнему открыты.

ВОСЕМЬ РЕЗИДЕНТОВ

Количество резидентов ТОР «Южная Якутия» растет, так же, как и опережают планы объемы инвестиций. Помимо якорных резидентов — горно-обогатительных комбинатов «Денисовский» и «Инаглинский», статус резидентов ТОР «Южная Якутия» официально получили еще четыре предприятия.

Третий после двух ГОКов резидент — это ООО «Сервис-Интегратор Якутия (СИЯ)», занимающееся бурением скважин и оказывающее другие горные услуги по добыче угля. Этот резидент располагается на площадке «Денисовская». К настоящему моменту вложенные резидентом инвестиции составляют 500 млн рублей. Создано 180 рабочих мест. Сейчас будущее производство находится на стадии приобретения оборудования.

Четвертый резидент ТОР «Южная Якутия» — ООО «СГТ-Восток», также ведущее горные работы по подготовке добычи угля. Объем вложенных инвестиций составляет 300 млн рублей, при этом в настоящий момент уже создано 40 рабочих мест.

Пятый резидент — ООО «Айко», организующее питание сотрудников якорных резидентов. Объем инвестиций составил 7 млн рублей, создано 42 рабочих места.

Шестой резидент — ООО «ЦТП «БелАЗ-24» по строительству сервисного центра горнодобывающей техники. Вложенные инвестиции составляют 20 млн рублей, создано 15 рабочих мест.

«В 2017 году планируем увеличить количество резидентов до десяти. В настоящее время на рассмотрении Корпорации развития Дальнего Востока находится заявка ПАО «Селигдар», еще четыре заявки дорабатываются с учетом заключения Корпорации развития Дальнего Востока», — сказал премьер-министр Евгений Чекин.

Кто же эти потенциальные резиденты?

Основным видом деятельности ООО «Цзиньхайтун ДВ» является производство горно-обогатительного оборудования по извлечению россыпного золота. Предполагаемый объем инвестиций составляет 45 млн рублей. В результате реализации проекта будет создано 17 рабочих мест.

ООО «Прогресс» планирует организовать добычу полезных ископаемых, строительство дорог. Объем инвестиций – 150 млн рублей, на предприятии откроется 50 рабочих мест.

Еще один возможный резидент – многофункциональный медицинский центр — ООО «Комфорт», Предполагаемый объем инвестиций – 100 млн рублей, количество рабочих мест – 36.

Индивидуальный предприниматель Нубар Гадирова намерена стать резидентом ТОР с проектом по расширению и развитию деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Инвестиции – более 40 млн рублей, 23 рабочих места.

«Еще три компании разрабатывают бизнес-планы и собирают пакет документов для последующей подачи заявки на получение статуса резидента. Это предприятия по производству питьевой бутилированной воды, производству напитков, оптовой торговле соками, минеральной водой и прочими безалкогольными напитками, по производству и сервисному обслуживанию оборудования для подземной добычи угля, производству взрывчатых веществ», — рассказал Евгений Чекин.

По его словам, возможность вхождения в ТОР рассматривают еще ряд компаний.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Глава Нерюнгринского района Виктор Станиловский сегодня поднимает актуальные для региона вопросы улучшения социальной и инженерной инфраструктуры.

«С созданием ТОР «Южная Якутия» в Нерюнгринском районе появились уникальные возможности для стимулирования социально-экономического развития. Они положительно отразятся не только в промышленном сегменте, но и в социальной сфере в целом для повышения качества жизни населения района.

По итогам 2017 года население Нерюнгринского района составило 75 тысяч человек, но хочется отметить что в 90-е годы население достигало 123 тысяч человек, то есть больше чем в полтора раза.

Большинство объектов социальной и инженерной инфраструктуры были построены более 40 лет назад, и соответственно, имеют моральный и значительный физический износ, а также не отвечают современным требованиям.

В этой связи прошу поддержать предложение по включению в проект Плана социального развития центров экономического роста Республики Саха (Якутия) мероприятий по улучшению социальной и инженерной инфраструктуры.

На территории Нерюнгринского района работают два летних оздоровительных лагеря с дневным пребыванием детей: «Мужество» в городе Нерюнгри и «Орленок» в поселке. Чульман. Все здания и сооружения 80-х годов постройки, одноэтажные, деревянные. При этом восстановление сооружений нецелесообразно. Для оздоровления, полноценного и безопасного отдыха детей в летних оздоровительных лагерях возникала безотлагательная потребность в строительстве четырех новых каменных современных спальных корпусов и столовых, отвечающим всем требованиям. Общая потребность на строительство объектов составляет 262 млн рублей.

Для решения первоочередных задач по проведению капитального ремонта строительству музыкальной хоровой школы требуется свыше 441 млн рублей.

Для реализации стандартов Ворлдскиллс предлагается провести комплексную модернизацию системы среднего профессионального образования, обеспечив обновление учебно-производственной базы Южно-Якутского технологического колледжа в Нерюнгри. Для развития ТОР «Южная Якутия» на базе колледжа планируется создание центра компетенций для промышленных предприятий. Примерная стоимость проектирования и строительства основного здания – 580 млн рублей; общежития на 1,5 тысячи мест – 1 216 млн рублей, оснащение оборудованием по стандартам Ворлдскилс – 60 млн рублей, капитальный ремонт действующего общежития – 67 млн рублей.

В целях развития здравоохранения необходимо оснастить современным медицинским оборудованием учреждения на сумму 166 млн рублей, на капремонт – 234 млн рублей.

Для удовлетворения населения качеством предоставляемых коммунальных услуг, а также повышения надёжности систем коммунальной инфраструктуры и снижения технологических потерь необходимо провести реновацию систем водоснабжения и водоотведения города Нерюнгри. Ориентировочная стоимость реновации – 2,1 млрд рублей. Она будет уточнена по результатам разработки проектно-сметной документации», – сказал Виктор Станиловский.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

Сегодня уровень безработицы в Нерюнгринском районе достиг рекордно низкого показателя – менее одного процента от экономически активного населения. Это около 300 человек. Да и то, положа руку на сердце, безработные большинство из них не потому, что нет работы, а потому что ничего не умеют, и учиться не хотят.

На самом деле быстро растущим предприятиям требуются сотни, если не тысячи специалистов. «На базе Южно-Якутского технологического колледжа в ближайшее время будет создан центр компетенций для подготовки кадров наиболее востребованных рынком профессий, в первую очередь из местного населения», – сказал премьер Якутии Евгений Чекин, отвечая на вопросы журналистов.

«Мы сотрудничаем с учебным заведением по переподготовке своих работников. Ведем политику закрепления кадров, поэтому, в частности, в Чульмане строим новое жилье. Но привлекать молодых людей к тяжелому шахтерскому непросто. Даже хорошая зарплата (более 120 тысяч рублей в месяц в шахте, до 90 тысяч на открытых горных работах) и один из самых лучших на Дальнем Востоке социальный пакет не всех привлекает. Простой пример: в прошлом году обучили 160 человек, но у нас на производстве из них осталось только 10. Другие пошли в армию, нашли себе другую работу полегче, и так далее. А, например, на «Инаглинскую» мы должны за два года набрать 3 200 человек. Это самая трудная проблема, и особенно не хватает подземщиков», — поделился заместитель генерального директора компании «Колмар», директор по производству Артём Лёвин.

В последние двадцать лет Нерюнгринский район ежегодно «терял» в среднем по 2 тысячи человек. В итоге 125-тысячный район превратился в 75-тысячный. Собственный кадровый потенциал исчерпан, а количество вакансий растет. Чем привлечь сюда людей?

Не только высокими зарплатами и социальными пакетами, но и общим повышением качества жизни. А это вновь возвращает нас к вопросам необходимости развития местной инфраструктуры, сегодня абсолютно не соответствующей скорости развития промышленности в регионе.

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)