Недавно я спросил у знакомой, переехавшей из Ростова в Нерюнгри по воле случая: как вам наш город?
— Город хороший, удобный. Видно, что строили его с любовью. Но дороги у вас никакие.
Про нерюнгринские дороги в последние годы сказано немало. Но в основном только негативное. Мы помним, как два года назад задние стекла местных автомобилей «украшали» стикеры «Какой мэр – такие и дороги». Мэр сменился, а дороги остались. Новый глава Нерюнгри Леонид Олейник еще в период своей избирательной кампании обещал отремонтировать улицы. И действительно, ему удалось в этом году привлечь на ремонт дорог беспрецедентную сумму – почти 62,5 миллиона рублей! Подобных инвестиций Нерюнгри не видел последние дет двадцать. В планах городских властей впервые был заложен и капитальный ремонт городских дорог. Но критических высказываний про дроги меньше не стало. Вслед за городскими депутатами мы попытаемся понять, кто виноват в том, что зачастую нерюнгринские улицы больше пригодны не к спокойной езде, а к тест-драйвам внедорожников.
= Городские депутаты спросили с «Дорожника» за невыполненный ремонт
В этом году муниципальные контракты на ремонт нерюнгринских улиц администрация города заключила во время. Под контракты были и деньги. И стоило ожидать, что мы почувствуем разницу.
В Нерюнгри действительно капитально заменили асфальт на улицах Амгинская и Ойунского. Но планы были куда более грандиозными. Почему они не сбылись, городские депутаты решили спросить у руководства предприятия ОАО «Дорожник», выигравшего тендеры на ремонт дворов и улиц. Однако директор Константин Орлов сам ответ держать не захотел, а прислал на 8-ю сессию своего главного инженера. Вот какой разговор с Сергеем Брюнеткиным в итоге получился.
Из протокола 8-й сессии депутатов Нерюнгринского горсовета:
Щеголь С.Б. (директор МКУ УГХ г. Нерюнгри): Запланированные ремонты дорог и внутриквартальных проездов в 2013 году выполнены не в полном объеме, подрядчик ОАО «Дорожник» не смог их выполнить в сроки, установленные муниципальным контрактом.
Из запланированных 2 тыс 441,5 кв.м. автомобильных дорог, отремонтировано 1 тыс. 905,51 кв.м. В рамках муниципальной программы «Ремонт проездов к дворовым территориям многоквартирных домов МО «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района РС(Я) на 2012-2015 годы» не завершен ремонт проездов к дворовым территориям многоквартирных домов пр. Дружбы Народов, 17- пр. Дружбы Народов,15/1, пр. Ленина, 16/1, 12/1 (ИТЛ-24), ул. Тимптонская, 7/1. Работы выполнены в объеме всего 899,37 кв.м из запланированных 4 тыс. 892,5 кв.м. Работы ОАО «Дорожник» выполнил по двум контрактам только на 39% и 51% от запланированных. Работы «Дорожник» выполнял по остаточному принципу: вначале то, что требовалось району, а лишь затем брался в расчет город. В настоящее время администрацией решается вопрос о переносе оставшегося финансирования, предусмотренного по муниципальному контракту на 2013 год, на новый финансовый период, чтобы полностью завершить ремонты дорог, которые не удалось выполнить летом текущего года.
Брюнеткин С.В. (главный инженер ОАО «Дорожник»): С МО «Г. Нерюнгри» было заключено 8 контрактов, 6 выполнены в полном объеме, 2 не выполнены. Контракты заключены 3 июня, в течение 7 дней должно было поступить финансирование – 30% от суммы муниципального контракта. К работе смогли приступить только через 1,5 месяца. Работы ведутся не по остаточному принципу, а по возможности. И по муниципальному контракту меньше оплата, чем по работам на федеральной дороге.
Щеголь С.Б.: Цены в контракте установлены по заявленным ОАО Дорожник. Цена ваша. А вот приоритеты другие. У вас было больше работы, чем возможностей выполнить ее.
Яковлев А.О. (заместитель главы города).: В течение лета мы неоднократно проводили совещания, встречи с руководством ОАО Дорожник с целью понудить к выполнению муниципальных контрактов. Не можете выполнять – не беритесь.
Брюнеткин С.В.: Мы монополисты. Никто кроме нас все равно не придет на эти работы.
Шароварина Л.В (депутат горсовета).: То есть, вы козыряете тем, что занимаете доминирующее положение на рынке, и муниципальной власти деваться не куда? Вы можете вот так запросто «кинуть» город, жителей города, не выполнив дорожные ремонтные работы. Считаю, депутаты должны обратиться в УФАС (Управление федеральной антимонопольной службы) с жалобой. От действий «Дорожника» страдают не только горожане, но речь идет и неосвоении средств! Теперь на следующий год город не сможет рассчитывать на финансирование из республиканского дорожного фонда. Максимум, на что мы можем рассчитывать, это перенос неосвоенных средств на новый финансовый период, для того, чтобы завершить прошлогодние ремонты дорог. А нужно же двигаться дальше по капитальному ремонту городских дорог. А мы будет топтаться и в 14-м году на том же месте. Считаю, Дорожник должен за это ответить.
Шандер А.В. (депутат горсовета): У нас есть положительный пример того, как решается вопрос с монополистом. Пассажирские перевозки. Их выполнял до 2013 года монополист НАПТ. Глава города смог найти способ привлечь в город другого перевозчика. И сегодня у нас этой монополии нет. Думаю, стоит поискать и по дорожным работам других подрядчиков в нашем регионе и у соседей.
Шевченко Т.А.(депутат горсовета): я каждую неделю бывала на планерках администрации города, я подтверждаю, что вопрос ремонта дорог не сходил с повесток, «Дорожник» действительно всячески уговаривали приступить скорее к работам. Так быть не должно. Поэтому я поддерживаю предложение Шаровариной обратиться с жалобой на «Дорожни» в УФАС.
Кириллова Т.А. (депутат горсовета): Ситуация вообще некрасиво складывается. Когда звонят в «Дорожник» с жалобами на плохое состояние дорог, там всю ответственность сваливают на городское руководство. Хватит порочить Олейника. С Дорожником, как я услышала, городские власти работают, контракты заключены были своевременно, «Дорожник» выиграл на аукционе. Несерьезно заявлять сейчас, что не было возможностей выполнить запланированные работы.
Итак, подведем итог: контракты на ремонт городских дорог и дворовых проездов были заключены вовремя. Деньги по муниципальным контрактам были. Но «Дорожник» приступил к работе лишь через полтора месяца. Главный инженер пытался оправдаться перед депутатами, ссылаясь на дождливое лето, и что контракты они не смогли выполнить не только в Нерюнгри, но и в Чульмане. Но ведь и в солнечные июньские и июльские дни «Дорожника» на улицах города не видели. Результат известен: ремонт дорог по ряду контрактов выполнен наполовину, а то и меньше.
= Почему «Дорожник» затягивал работы в Нерюнгри
«Дорожник» нахватал работ, которые физически не мог выполнить. Да к тому же, по федеральным контрактам на автотрассе «Лена» платили больше, чем в городе. Но нам кажется, что причина срыва летних ремонтных работ кроется не только в этом. Вспомним о том, что 8 сентября были выборы. Глава Нерюнгринского района Андрей Фитисов, чья администрация через Комитет земельных и имущественных отношений (КЗиИО) является единственным учредителем ОАО «Дорожник», открыто поддерживал своих однопартийцев–кандидатов справедливороссов Валерия Селина и Романа Литвинцева. Более того, Фитисов сам возглавил партийный список районных эсэров. И мы не исключаем, что работы на дорогах города Нерюнгри затягивались именно из политических интересов Андрея Фитисова. Вспомним хотя бы о том, что дорожная техника пришла в город буквально за месяц до выборов, и на ней красовалась надпись «За Романа Литвинцева». У горожан, как полагаем, пытались вызвать ощущения, что администрация города ничего не делает, а вот пришел ангел-спаситель. На этот трюк нерюнгринцы не купились: Роман Литвинцев по результатам выборов в Ил Тумэн оказался аутсайдером.
Мысль о том, что Андрей Фитисов был заинтересован в срыве запланированного ремонта городских дорог нам пришла не случайно. На нее нас натолкнуло другое поведение районного главы: Андрей Фитисов затягивал проведение аукциона на земельный участок под строительство двух 60-квартирных домов в квартале Сосновый, которые ждут жильцы аварийных домов. Горожане даже собирали подписи под обращением к Фитисову с требованием объявить аукцион. В итоге он был проведен лишь в конце августа, что заставило передвинуть сроки сдачи домов на следующий год. Андрей Фитисов также поддерживал жизнь на улице погорельцев с Южно-Якутской 19/1. Словом, делалось все, чтобы нерюнгринцы были недовольны городской властью.
= Кто ответит за дорожный провал?
Если мы не правы в том, что дорожно-ремонтные работы этим летом в Нерюнгри были сорваны по инициативе главы района, то стоит ожидать, что он накажет руководство ОАО «Дорожник», как сделал это в 2012 году.
Напомним, что Константин Орлов возглавил «Дорожник» после того, как с должности директора был уволен Иван Пичкарь. Вот что писала по этому поводу нтернет газета «В Якутии.ру» 2013-06-10: «Под предлогом несвоевременной уборки улиц г.Нерюнгри Фитисов в ультимативной форме потребовал увольнения гендиректора ОАО «Дорожник» И.Пичкаря. Тот написал заявление «по собственному желанию».
Следуя этой логике Фитисова, Орлову тоже не место в директорском кресле. Ведь депутаты обвинили «Дорожник» еще и в нарушении контрактных обязательств по содержанию городских дорог.
Из протокола 8-й сессии Нерюнгриского горсовета:
Щеголь С.Б.: С содержанием дорог еще веселее. Нормативы подсыпки дорог щебнем в муниципальном контракте предусмотрены достаточные. Но дороги не подсыпают по нормативам, а гораздо меньше. «Дорожник» не выполняет обязательства.
Брюнеткин С.В.: Противогололедка не держится.
Седельников А.Ф. (заместитель председателя горсовета): Что вы говорите!? Мы, автомобилисты, знаем, что держится. Просто сыпать нужно в большем количестве – по нормативам.
Под руководством Орлова «Дорожник» проштрафился перед городом куда больше, чем при Пичкаре. Однако же райадминистрация ультиматумов ему не ставит. А не потому ли, что Орлов правильно понимает политику Андрея Фитисова и выполняет все его указания?
= Фитисов гордится «Дорожником»
23 июля(!) в ходе пресс-конференции Андрей Фитисов, отвечая на вопросы журналистов: «Какие достижения Нерюнгринской районной администрации мог бы назвать глава района, работающий на этом посту полтора года?», сказал следующее: «Хорошие перспективы у предприятия «Дорожник». «Дорожник» набрал контрактов на аукционах на 80 млн. рублей, и обеспечен работой на пять лет вперед. Предстоит реконструкция участка автодороги «Лена», стоит вопрос реконструкции объездной трассы вокруг Чульмана, дороги от Беркакита до Чульмана. Предприятие будет закупать в лизинг новую технику – каток, экскаватор, новый грейдер. В связи с большими объемами работ в конце 4-го квартала будет решаться вопрос о покупке асфальтово-битумного завода». «Мы ставим перед собой амбициозные задачи, в том числе, по увеличению заработной платы в муниципальных предприятиях и по социальной поддержке работников. Чтобы в «Дорожник» и в другие предприятия, которые относят к муниципалитету, стояла очередь желающих там работать», — сказал Андрей Фитисов, завершая двухчасовую пресс-конференцию.
Из протокола 8-й сессии Нерюнгринского горсовета, 11 октября(!) 2013г:
Максимов А.П.(депутат горсовета): Вопрос к главному инженеру ОАО Дорожник: достаточно ли у вас техники?
Брюнеткин С.В.: Техники хватает, а рабочих нет. В регионе вообще дефицит сложился на механизаторов.
Квятковский Ю.Б (депутат горсовета).: Какая зарплата у механизаторов?
Брюнеткин С.В.: Средняя зарплата по предприятию 20-25 тысяч.
Квятковский, Максимов и другие: А почему так мало?
Брюнеткин: Я всего лишь главный инженер, я не решаю такие вопросы.
При средней зарплате по предприятию 20-25 тысяч в месяц трудно представить, что в «Дорожник» выстроится очередь. Почему здесь так платят рабочим? Ведь, по словам Фитисова, предприятие обеспечено работой и финансами надолго. Он обещал и повысить зарплату. Но эти слова глава района произнес в июле, а в октябре, как сказал главный инженер Брюнеткин, в «Дорожнике» по прежнему получают в среднем 20-25. При такой социальной защищенности рабочих трудно представить, кто сядет завтра за рычаги новой техники, которую здесь собираются приобрести. И кто в следующем году будет ремонтировать наши дороги? Ведь «Дорожник» — монополист. Причем, как выяснилось, не очень ответственный. Вполне вероятно, что мэру города Олейнику действительно придется искать выход за пределами района. А то деньги есть, а дорог по-прежнему нет.
Лариса Кошкина, Сергей Сумченко
Источник: нерюнгринская газета «Просто Нюрка»
P.S. Редакция надеется. Что глава района Андрей Владимирович Фитисов расскажет нашим читателя о своем отношении к описанной здесь ситуации с ремонтом и содержанием городских дорог. Мы готовы предоставить для этого газетные площади.
На фото: Константин Орлов – гендиректор ОАО «Дорожник».
«ПН» ПОДМЕЧАЕТ: (+ смайлик) была б у меня такая машина, я б тоже дороги не делала.