«Слабаки бежали без оглядки, позабыв про длинные рубли…»

Нерюнгри

29 октября отмечает свой день рождения основанный в 1918 году Комсомол — Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ). Через неделю — 6 ноября 2015 года – исполнится 40-лет с того дня, как рабочий поселок Нерюнгри стал одноименным городом.

«Слабаки бежали без оглядки, позабыв про длинные рубли...»

 

 

 

 

 

 

 

 

С момента рождения этого города, Нерюнгри и Комсомол – близнецы-братья. В Южную Якутию ехали в первую очередь участники комсомольско-молодёжных отрядов, а средний возраст жителей Нерюнгри в конце 70-х годов составлял 29 лет.

ПЕРВЫЕ — КОМСОМОЛЬЦЫ

6 ноября 1975 года был подписан указ Президиума Верховного Совета РСФСР №1017 о преобразовании рабочего поселка Нерюнгри в город республиканского подчинения. Административная единица называлась городом, но фактически это был район, включивший в себя быстро растущие рядом с Нерюнгри новые поселки – железнодорожников Беркакит, энергетиков – Серебряный Бор, а также старый, бывший райцентром в 1941-1963 годах Чульман.

На самом деле история Нерюнгри уходит в намного более давние времена. Есть и другая дата — 1952 год – первое упоминание слова «Нирунгра» в приказе Читинского геологоразведочного управления о начале геолого-разведочных работ в этой местности. Есть февраль 1972 года, когда уже существующему на карте Нерюнгри был присвоен статус рабочего поселка.

И был солнечный летний день 15 июля 1975 года, когда жители рабочего поселка, в том числе выпускница Якутского ГПТУ-14, комсомолка Христина Хастаева, перерезали красную ленточку, символизирующую начало строительства нового города.

Поэтому дата 6 ноября достаточно условна. Нерюнгри появился не мгновенно от подписанного кем-то в Москве указа, а стал результатом продолжительного, упорного и самоотверженного труда многих людей, которых мы помним, которым мы сегодня благодарны.

И самыми первыми были комсомольцы!

МАЛЫЙ БАМ

На рубеже 1975-1976 годов вслед за первопроходцами-геологами в еще не построенный город Нерюнгри стали в массовом порядке приезжать люди новых профессий – железнодорожные и гражданские строители.

Строительство так называемого «большого» БАМа широко развернулось в 1974 году. Стройка двигалась стремительными темпами, и уже в декабре 1975 года аппарат «Главбамстроя» во главе с Константином Мохортовым из Москвы переехал в Тынду. В феврале 1976 года XXV съезд КПСС документально оформил начавшиеся кардинальные перемены в промышленности Южной Якутии историческими для всех нерюнгринцев строками постановления ЦК: «Приступить к формированию Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Построить железнодорожную линию Тында — Беркакит. Развернуть строительство Нерюнгринского угольного разреза, обогатительной фабрики и Нерюнгринской ГРЭС».

Это была потрясающая стройка, равных которой то время в стране не было! БАМ стал школой мужества для молодых и одновременно полигоном для испытания и внедрения новых строительных технологий, специальной техники. Сюда отбирали лучших специалистов со всей огромной страны. Существовал огромный конкурс. Лучшие молодые люди из всех республик в подавляющем большинстве ехали сюда не за высокой зарплатой, а с искренним желанием испытать себя на прочность, лично участвовать в великом творческом, сегодня бы сказали — инновационном процессе.

Условия труда и быта были невероятно тяжелыми. Приехавшие «за длинным рублем» долго здесь не задерживались. На морозе топоры крошились о мерзлое дерево, а люди жили в насквозь продуваемых ветром брезентовых палатках. Но ничто не останавливало героев 70-х.

«Слабаки бежали без оглядки, позабыв про длинные рубли. Мы остались. Всё у нас в порядке. Возмужали. Сдюжили. Смогли», — писал тогда поэт Владимир Мухин, который и сегодня живет в Нерюнгри.

Сегодня комсомольцы 70-х — бабушки и дедушки. Многие живут в городах и поселках, построенных собственными руками. В том числе в прекрасном городе Нерюнгри.

И, несмотря на пройденные противоречивые десятилетия, в душе по-прежнему остаются комсомольцами.

МЫ — ВМЕСТЕ!

Ни до, ни после БАМа не было строек, столь мощных по духу единения людей разных национальностей. Станцию Кунерма возводили строили кабардинцы, балкарцы, чеченцы, карачаровцы и осетины. Звездную строили армяне, Улькан — азербайджанцы, Ния — грузины, Алонку — молдаване, Кичеру — эстонцы. Украшением Нового Уояна по сей день остаются алитусские коттеджи из Литвы. В Таксимо все названия улиц — белорусского и латышского происхождения. Город Северобайкальск — подшефный Санкт-Петербурга, а Тында — Москвы.

И железную дорогу от Тынды до Нерюнгри также строили выходцы из всех республик СССР. Одним из первых, уже 2 апреля 1975 года, на место, где теперь находится станция Золотинка, прибыл отряд из Белоруссии имени Николая Кедышко. В историю малого БАМа золотыми строками вписаны строительно-монтажные поезда №577 и №578, механизированные колонны №155 и №158, мостостроительные отряды №49 и №54, тоннельный отряд №16, комсомольско-молодежные отряды «якутский комсомолец» и «Юность Якутии».

Темпы стройки удивляли даже видавших виды специалистов! Уже 2 ноября 1976 года на границу Амурской области и Якутии, находящуюся на перевале Станового хребта, пришел первый поезд. Нагорная, куда рельсы дошли 19 декабря 1976 года, стала первой железнодорожной станцией на якутской земле. 24 июля 1977 тепловозный гудок впервые услышали строители станции Золотинка. 29 октября 1977 года пришел поезд на станцию Беркакит. 15 августа 1978 года были поданы первые грузовые вагоны на строительную площадку Нерюнгринской ГРЭС. В 1979 году железная дорога Тында – Беркакит – Угольная была сдана в постоянную эксплуатацию.

В начале 80-х и «малый», и «большой» БАМ продолжались достраиваться и совершенствоваться. В течение десяти лет – с 1980 по 1990 годы строительство БАМа возглавлял Ефим Басин. В 1990 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Железную дорогу по Якутии приходилось строить в качественно новых условиях, и здесь успешно использовались новейшие технологии и научные разработки. Тектонические разломы закреплялись химическими растворами и наполнителями. Воду замораживали жидким азотом. Уникальный опыт получили мостостроители.

Многие строители железной дороги получили заслуженные награды. Самым первым Героем Социалистического Труда на магистрали стал Владимир Новик. Кавалерами орденов стали легендарные бамовские строители — бригадир строительно-монтажного поезда Алексей Иванченко, бульдозерист Александр Забродин, бурильщик Юрий Литвинов, экскаваторщик Юрий Шруркин, водитель Анатолий Жерепо, монтер пути Гавриил Адамов, мостостроитель Владимир Родин, и многие-многие другие.

«Я ЗНАЮ: ГОРОД БУДЕТ!»

Одновременно с железной дорогой быстрыми темпами шло строительство населенных пунктов – станций Золотинка, Беркакит, поселка энергетиков Серебряного Бора и центра нового района на карте Якутии – города Нерюнгри.

Уникальность Нерюнгри состоит в том, что в отличие от стихийно возникавших «древних» городов, он строился с «чистого листа», по единому генеральному плану – добротно, красиво и оригинально. Как и железная дорога, всесоюзная ударная стройка привлекла сюда лучших архитекторов, проектировщиков, строителей со всех регионов большой страны. Люди строили новый город буквально «для себя», создавая по плану удобные и уютные кварталы, улицы, дома, школы, детские сады.

Строительство как промышленных, так и гражданских объектов в Нерюнгринском районе вел комбинат «Якутуглестрой». С 1975 по 1986 год его возглавлял Виктор Бочаров. За строительство города Нерюнгри в 1985 году Виктору Бочарову было присвоено звание почетного гражданина Нерюнгри, а в 1986 он получил Золотую Звезду Героя Социалистического труда. Первым главным инженером комбината «Якутуглестрой» стал Альт Баранов. Руководителем Дирекции стройки был Евгений Варшавский, ставший вторым начальником комбината «Якутуглестрой» в 1986-1987 годах. В 2015 году имя Варшавского получил информационно-технологический лицей №24 города Нерюнгри.

Уже 5 ноября 1976 года, к первой годовщине образования города, были сданы в эксплуатацию пять первых двухэтажных деревянных домов. 27 ноября 1976 года в Нерюнгри была торжественно убрана последняя палатка. С балками в «старом городе» пришлось воевать намного дольше.

Трудовыми достижениями отличились строительные бригады Анатолия Платонова, Ираиды Алексеевой, Михаила Михеева, Ивана Лобачева, Нины Булыгиной, Нины Пополитовой, Галины Платоновой, Нины Сироткиной, Валентина Кропоткина и многие другие. Их костяк составляли, конечно же, комсомольцы.

В 1981 году в Нерюнгри началась массовое строительство многоэтажных каменных домов. Первый пятиэтажный дом 122-й серии из панелей нерюнгринского завода КПДС, сданного в эксплуатацию 31 декабря 1979 года, возвела бригада Анатолия Платонова. К 1984 году завод КПДС вышел на мощность 100 тысяч квадратных метров жилья в год. Большинство многоэтажных жилых домов каменной застройки появилось в Нерюнгри именно в 80-е годы.

Все жилые кварталы Нерюнгри формировались по четкому генеральному плану. В каждом микрорайоне были предусмотрены и строились школы, детские сады, магазины, столовые и кафе. За несколько лет в городе и поселках появились 16 школ, 36 детских садов, 2 молочные кухни, родильный дом, 6 поликлиник, 2 профилактория, 6 предприятий бытового обслуживания, дом культуры имени 40-летия Победы, кинотеатр «Октябрь», спорткомплекс «Богатырь».

Один за другим сдавались в эксплуатацию промышленные объекты. Это шесть очередей угольного разреза «Нерюнгринский» общей мощностью 14 млн тонн угля в год, автобаза технологического автотранспорта, обогатительная фабрика мощностью 9 млн переработки угля в год, ремонтно-механический завод. Построены водозаборные сооружения общей пропускной способностью 44,6 тысяч кубометров в сутки, очистные сооружения, котельная промбазы, автобаза на 800 машин, база механизации на 400 строительных машин. В городе были построены хлебозавод, птицефабрика, база промышленного и продовольственного снабжения.

УЛИЦА КОМСОМОЛЬСКАЯ

Потом появлялись новые улицы и проспекты, они наполнялись домами и новыми жителями. Строящиеся улицы назывались дорогами, потом они получали имена. 20 декабря 1982 года первый председатель исполкома Михаил Кочнев подписал распоряжение №313, согласно которому дорога №4 теперь называлась Шоссе Энтузиастов, дорога № 5 – проспект Дружбы Народов, дорога № 6 – улица Ойунского, дорога № 8 – проспект Ленина, дорога № 9 – улица Карла Маркса.

Были в 80-е годы две улицы — Молодежная и 60 лет ВЛКСМ – стали одной улицей – имени первого секретаря парткома «Якутуглестоя» Виктора Кравченко. 16 декабря 1987 года правое ответвление проспекта Дружбы народов получило имя государственного деятеля Якутии Максима Аммосова.

Шоссе Энтузиастов, ведущее в старый город, переименовали в проспект Геологов, что было справедливой данью памяти первым, кто появился на месте будущего города Нерюнгри. Это геологи летом 1952 года поставили первые палатки в устье реки Нерюнгра. Экспедицию назвали по названию реки – Нерюнгринская, потом также назвали поселок, ставший городом 40 лет назад.

А первой улицей в Нерюнгри — той самой, которую 15 июля 1975 года открыла Христина Хастаева, ради которой в тот день спилили первую сосну в тайге – была улица Комсомольская. Свое название она получила 21 июня 1976 года. Тут были не только первые дома города, но и первые магазины – продуктовый №33 и промышленный «Радуга», первый детский сад.

Именно на том месте, где перерезали ленточку и пилили сосну, в начале улицы Комсомольская сейчас стоит памятник первостроителям Нерюнгри.

На памятнике увековечены молодые люди — комсомольцы 70-х.

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)