Супермашина «Якутугля», или Как в России происходит импортозамещение

Нерюнгри

В административно-бытовом корпусе угольного разреза «Нерюнгринский» в режиме реального времени работает табло, отражающее производственную ситуацию. В тот момент, когда утром будничного дня на угольном разрезе появился корреспондент ИА SakhaNews, в работе находилось 4 экскаватора и 12 автосамосвалов. Вскрыша с начала смены составляла 1 078 кубометров, добыча – 370 тонн угля, из которых 295 тонн поступило на обогатительную фабрику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЕЗД ДЛЯ ЭКСКАВАТОРА

Главный предмет нашего интереса в этот день – новый экскаватор-супермашина ЭКГ-18, недавно введенный специалистами холдинговой компании «Якутуголь» на Нерюнгринском угольном разрезе. Он работает на вскрыше, то есть раскапывает и забирает скальник, чтобы добраться до угля.

ЭКГ-18 — отечественная машина, она производится на Уральском заводе тяжелого машиностроения. Экскаватор, который имеет рабочую массу 700 тонн, представляет собой махину высотой с типичную нерюнгринскую пятиэтажку. Да и длина его сравнима с жилым многоквартирным домом.

Супертехника способна забирать на угольном разрезе скальный грунт с высоты 16,5 метров. Ковш загружает за один раз 18 кубометров породы, вес которой составляет почти 40 тонн. Шесть ковшей — и 220-тонный БелАЗ отправляется на место складирования породы.

Во всем мире нет такой техники – ни самолета, ни поезда, ни корабля, чтобы привезти такую махину в Нерюнгри целиком. Поэтому из Екатеринбурга «наш» экскаватор везли по частям — на двадцати железнодорожных платформах и пяти специализированных транспортерах.

Потом еще два месяца нерюнгринские специалисты с участием коллег из Екатеринбурга собирали его в Нерюнгри. Когда всё было готово, экскаватор, который сам тоже умеет передвигаться со скоростью 1 километр в час, пришел на место вскрыши, которое на Нерюнгринском угольном разрезе, естественно, периодически меняется, в зависимости от производственного задания.

ШТУЧНАЯ ВЕЩЬ

Подробнее о прибывшей в Нерюнгри машине нам рассказал сопровождавший нас на разрезе главный специалист по маркетингу Дирекции по продажам «Уралмашзавода» Леонид Юнышев.

Впервые карьерный экскаватор ЭКГ-18 был произведен на «Уралмашзаводе» в 2011 году. Первый образец этой машины испытывали на Краснобродском угольном разрезе в Кемеровский области. Это был первый экскаватор, выпущенный «Уралмашзаводом», оснащенный приводом переменного тока, что заметно снижает энергозатраты. Толстый (почти 10 сантиметров) кабель мы видели, когда подходили к экскаватору. Напряжение в нем составляет 6 тысяч вольт. Так что, хотя он хорошо изолирован, к нему лучше не приближаться, и тем более, не прикасаться.

В экскаваторе есть микропроцессорная система управления, а также системы диагностики технического состояния машины. Они способны защитить узлы от перегрузки в случае некорректных действий машиниста.

По словам Леонида Юнышева, ЭКГ-18 вобрал в себя лучшие заводские разработки последних лет. Модель получилась выносливая, производительная и неприхотливая, но при этом с «умной» начинкой и комфортабельной кабиной.

Главной особенностью ЭКГ-18 можно назвать 18-кубовый ковш особой формы – с уширенной передней и уменьшенной задней стенками. Такая конструкция позволяет лучше проникать в материал, полностью заполнять ковш и снизить энергоемкость.

Когда мы поднялись наверх, в кабину машиниста (в этот день мощным экскаватором управлял Алексей Алиулов), то увидели, что она оснащена системой кондиционирования, тепло- и виброизоляцией, холодильником и микроволновой печью. Кабина настолько большая, что создает впечатление уютной однокомнатной квартиры с кухней. Чуть ниже, на более низком «этаже» экскаватора – огромный электроузел – минизавод с начинкой из электрического оборудования.

Система управления на основе микропроцессорной техники предоставляет оператору полную информацию о текущих параметрах машины, и включает в себя бортовую диагностику и систему автоматической защиты узлов и компонентов от перегрузок.

Карьерный экскаватор ЭКГ-18 — вещь штучная, производится он, конечно, не на конвейере по 10 штук в минуту. Его производство можно сравнить с большим самолетом. Когда кузбассовцы успешно испытали первую модель в Красном Броде, в 2012 году на «Уралмаше» произвели второй экскаватор, который начал работу на Красногорском разрезе ОАО «Южный Кузбасс». Третий ЭКГ-18 в 2014 году пошел на Михайловский ГОК. В процессе эксплуатации экскаваторов в различных забоях угольных и железорудного карьеров ЭГК-18 зарекомендовал себя надежной производительной машиной. Благодаря этому, в 2015 году Уралмашзавод получил финансирование Газпромбанка на опережающий запуск серии экскаваторов ЭКГ-18. В 2016 году было выпущено сразу восемь таких экскаваторов. №4 был запущен на карьере Олимпиадинского ГОКа ПАО «Полюс». №5 запустили в августе 2016 года на разрезе Бачатский УК «Кузбассразрезуголь». №6 введен на разрезе Березовский ЗАО «Стройсервис». №7 был отгружен на разрез Калтанский УК «Кузбассразрезуголь» в 2016 году. №8 пошел в «Стройсервис», №9 — на Ковдорский ГОК.

В начале 2017 года пришел черед «Якутугля». ЭКГ-18 №10 пришел в компанию чуть раньше, а №11 (на Нерюнгринском угольном разрезе ему присвоен бортовой номер 14) мы видели в работе своими глазами.

В КАБИНЕ МАШИНИСТА

Экскаватор ЭКГ-18 на Нерюнгринском угольном разрезе не простаивает ни секунды. Будучи задействованным на вскрышных работах, погрузку горной массы экскаватор осуществляет в круглосуточном режиме. На место вскрыши только и успевают подъезжать 220-тонные БелАЗы.

Экипаж экскаватора №14 возглавляет бригадир Сергей Киселев. В «Якутугле» он трудится уже два десятка лет, имеет огромный опыт работы на экскаваторах различных марок. Так что новую машину здесь знают, кому доверить. Всего в его бригаде восемь человек.

Нам разрешили подняться в кабину, где мощным экскаватором уверенно и очень профессионально управляет Алексей Алиулов (на фото). Он подтвердил надежность машины, которая способна эффективно работать даже в наших — северных и достаточно тяжелых условиях очень твердого грунта. Двухъярусная кабина, оснащена системой управляемого микроклимата. Зимой в кабине тепло, лишняя одежда не мешает действиям оператора. Летом – так даже и жарковато. Огромные окна от пола до потолка кабины обеспечивают полный обзор для оператора экскаватора. Он видит все – скалу справа, которую разрушает потрясающе мощным ковшом, БелАЗ слева, в который насыпает грунт, и все параметры машины. Слева от его кресла стоит бортовой компьютер и несколько экранов, на которых видно все. Система осуществляет автоматизированный учет всех показателей работы, контроль технических параметров, диагностику электрического оборудования, есть видеонаблюдение и видеофиксация.

Радиус копания составляет 22 метра, радиус разгрузки – почти 20 метров. Даже хвостовая часть при каждом перемещенном в самосвал ковше вращается на 11 метров. Вообще, масштабы происходящего заставляют почувствовать себя крохотным Гулливером в стране великанов. Так что это действительно машина нового поколения!

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

«ЭКГ-20 исправно служили нам с 1982 года. Экскаватор ЭКГ-18 приобретен в рамках программы техперевооружения нашего предприятия. Это уже вторая машина данной марки, пополнившая парк карьерной техники компании с начала года. Её запустили в работу в апреле 2017 года. Бригада Сергея Киселева успешно выполняет поставленные перед ними задачи, у людей есть опыт, они показывают хорошие результаты. Сейчас достигли показателей 10 тысяч кубометров за смену. В мае «Якутуголь» заключил контракт на приобретение еще одной аналогичной машины, ее запуск запланирован на конец 2017 года», — рассказал директор угольного разреза «Нерюнгринский» Алексей Иванов (на фото).

«Для нас это обновленная техника, мы её изучаем, приобретаем опыт. Конструкция машины отвечает требованиям наших забоев. Машина не очень сложная конструктивно, в принципе мы в ней разобрались. Радует, что это российская, отечественная техника, имеющая более свободный доступ к запчастям, к обслуживанию. Срок гарантийного обслуживания составляет 18 месяцев. Думаю, что у ЭКГ-18 хорошие перспективы на нашем предприятии», — поделился главный механик угольного разреза «Нерюнгринский» Николай Токайский.

Таким образом, покупая продукцию Уральского завода тяжелого машиностроения, АО ХК «Якутуголь» участвует в программе импортозамещения. Работая с уральцами, уж точно не стоит опасаться никаких западных санкций. Стоимость ЭКГ-18 составляет порядка 600 млн рублей, и это точно дешевле импортной техники, закупаемой за подорожавшие ныне американские доллары. Согласитесь, за дорогие доллары выгоднее не покупать технику, а продавать уголь. При таком раскладе и с экономикой предприятия все будет в порядке.

…За те пять часов, которые мы провели на разрезе, отражаемая на табло в режиме реального времени производственная ситуация заметно изменилась. В работе по-прежнему находилось 4 экскаватора, но автосамосвалов стало уже 15. Вскрыша с начала смены составляла уже 11 415 тысяч кубометров, а добыча за этот день – уже 4 370 тонн угля.

Угольный разрез «Нерюнгринский» продолжал свою круглосуточную работу.

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)