В СССР совершили ошибку, решив строить Нерюнгри там, где он теперь находится?

Нерюнгри

Этого момента в Нерюнгринском районе, Якутске и Москве ждали и шли к нему более десяти лет. Руководство Якутии договорилось с компанией «Мечел» о разработке дорожной карты по созданию постоянного посёлка на Эльге.

Это внешне не очень громкое и не слишком заметное пока событие на самом деле в итоге приведет Нерюнгринский район, да и Якутию в целом, к несколько новой реальности, чем та, в которой мы живем сегодня.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Открытие Эльгинского каменноугольного месторождения часто датируют 1981 годом, приписывая его выдающемуся геологу Саиме Каримовой. На самом деле уголь на Эльге был впервые открыт ещё в 1961 году, когда Каримова работала в Южно-Якутской комплексной экспедиции старшим геологом углеразведочных и тематических партий. В то время её задачей было досконально изучить и доказать в Госкомитете запасов СССР высокие возможности Нерюнгринского угольного месторождения, чему она посвятила почти 15 лет своей жизни и работы.

Сегодня, с высоты прожитой эпохи, многие считают, что правительство СССР совершило крупнейшую историческую ошибку, решив строить город Нерюнгри там, где он теперь находится — на Нерюнгринском угольном месторождении. По их мнению, вместо долголетнего изучения пластов «Мощный» и «Пятиметровый» необходимо было уже в 60-70-е годы ХХ века переключиться на Эльгу, запасы которой теперь оказались в шесть раз больше, чем в Нерюнгри.

Эльгинское угольное месторождение находится на крайнем востоке Нерюнгринского района, в Токинском угольном районе Южно-Якутского бассейна. Оно обладает запасами более 3,75 млрд тонн коксующихся и энергетических углей, из которых более 50 процентов пригодны для открытой добычи. Общая площадь месторождения составляет 236 квадратных километров.

По степени разведанности и характеру угленасыщенности Эльгинское месторождение разделено на два участка. Это предварительно разведанный северо-западный участок площадью 62 квадратных километра и изученный на стадии общих поисков юго-восточный участок площадью 20 квадратных километров. Разведанные и утвержденные в Госкомзапасов на северо-западном участке Эльгинского месторождения составляют 2,1 млрд тонн.

Разумеется, критика решения о строительстве города Нерюнгри (а не Эльги), при всей её внешней объективности, сегодня не выглядит обоснованной. Во-первых, доказанные Каримовой 500 млн тонн Нерюнгринского угольного месторождения, в то время тоже выглядели не такой уж маленькой цифрой. При тогдашней технике и технологиях этого должно было хватить как минимум на 50 лет, а к 2025 году коммунизм уже давно собирались построить. Во-вторых, — и это еще более весомый аргумент, чем грядущий коммунизм — Нерюнгри строили не где-либо, а именно на дороге.

В восьми километрах от Амуро-Якутской магистрали, уже в то время соединявшую Якутск с Амурской областью и Транссибом.

Железнодорожный «малый БАМ» построили позже, и именно благодаря появившемуся Нерюнгри.

ПЕРВЫЙ СТРОИТЕЛЬ

К Эльге в то время было просто не подобраться. Хотя попытки построить туда дорогу из Амурской области предпринимались, начиная с конца прошлого века.

Железную дорогу к Эльге начал строить в 1999 году бывший собственник комплекса подъездных путей – ОАО «Российские железные дороги». До 2001 года стройка держалась, в основном, на авторитете и энтузиазме тогдашнего министра путей сообщения РФ Николая Аксененко.

Николай Емельянович Аксенеко – личность, сегодня забытая, но для той эпохи легендарная. Достаточно сказать, что если бы история повернулась чуть-чуть иначе, то именно он, а не Владимир Путин мог бы стать преемником президента Бориса Ельцина на посту президента России.

Аксененко был вице‑премьером в правительстве Путина в 1999-2000 годах, а в начале первого президентского срока Путина — министром путей сообщения. Именно тогда по его инициативе и начали строить дорогу на Эльгу.

Однако вскоре Аксененко оказался в опале. В сентябре и октябре 2001 года он получал вызовы в Генеральную прокуратуру, но туда не являлся. В конце октября он все же приехал к Генпрокуратуру, где ему предъявили обвинение в превышении должностных полномочий, принесших крупный ущерб государству. Сразу после возвращения из Генпрокуратуры он созвал пресс‑конференцию, на которой отрицал предъявленные ему обвинения и обещал обратиться к президенту Путину. Но Путин его не принимал, и Аксененко подал в отставку с должности министра путей сообщения. 3 января 2002 года он был освобожден от должности. В октябре 2003 года утвержденное Генеральной прокуратурой РФ уголовное дело в отношении Н.Е.Аксененко было направлено в суд. Судебное разбирательство не состоялось из-за отъезда Аксененко на лечение за границу.

Это не было симуляцией. Экс-министр путей сообщения действительно очень серьезно болел два года, перенес несколько операций, и умер 20 июля 2005 года в Мюнхене от лейкемии (рака крови). По мнению многих хорошо знавших Аксененко людей, причиной онкологического заболевания стали глубокие переживания из-за его несостоявшегося президентства и последовавшей опалы.

Так или иначе, а буквально на следующий день после его отставки с поста министра путей сообщения, в январе 2002 года строительство железной дороги от бамовской станции Улак до Эльги было заморожено. Построить успели только 60 километров дороги из будущих 315, причем это были просто рельсы и насыпь. Новая железная дорога в Нерюнгринском районе «умерла» на несколько лет.

ПРИХОД «МЕЧЕЛА»

Компания «Мечел» начала подбираться к нерюнгринскому углю постепенно. В январе 2005 года на торгах, продолжавшихся всего 11 минут, «Мечел» стал обладателем 25-процентного блокирующего пакта акций ОАО ХК «Якутуголь».

То, что этот «выпад» был не случайным, все поняли 5 октября 2007 года. В этот день «Мечел» выкупил уже весь оставшийся пакет акций «Якутугля», а в «нагрузку» (так тогда считалось) — 68,8 процента акций ОАО «Эльгауголь» и комплекс недвижимого имущества, всё еще находившийся в собственности ОАО «РЖД», 60 километров железной дороги, 30 мостов и120 километров притрассовой автодороги.

Стоимость сделки составила 58,2 млрд рублей. По обещаниям правительства Якутии, которое в то время возглавлял Егор Борисов, на эти деньги должны были построить железную дорогу от Томмота до Якутска (в Томмот из Нерюнгри мы успешно ездим с 28 августа 2004 года). На дворе 2019-й, а железная дорога до Нижнего Бестяха до сих пор официально не открыта. Впрочем, это уже другая история.

То, что Эльга для «Мечела» была отнюдь не «нагрузкой, а едва ли не основной составляющей лота, стало понятно достаточно быстро, когда на всех уровнях – от Зюзина до Хафизова — менеджеры компании стали говорить о возобновляющемся строительстве железной дороги. Это понятно: нет смысла добывать уголь без возможности доставки его покупателям.

Ждать долго не пришлось. «Мечел» завладел Эльгой в октябре 2007 года, а строительство железной дороги возобновилось в феврале 2008 года. В этот момент «Мечел» подписал контракт с компанией «Трансстрой» на проектирование и строительство железнодорожного подъездного пути, соединяющего станцию Улак с Эльгинским угольным месторождением. Общая длина железнодорожного пути составила 321 км.

Первоначальным проектом предусматривалось строительство двух тоннелей, возведение 30 крупных и 150 малых железнодорожных мостов. «Мечел» отверг этот проект, поставив задачу: обойтись без тоннелей, и сократить до минимума количество мостов.

К августу 2008 года было восстановлено 80 км автомобильной трассы. Сквозной проезд был обеспечен до 184 километра и велась отсыпка полотна с 217-го по 256-й километр.

К маю 2009 года рабочее движение было открыто до 60 км, готовность участков — от Улака до 185 км составляла 90 процентов, от 218 км до 286 км — 80 процентов, на среднем участке велась отсыпка.

Завершение строительства планировалось на конец 2010 года. Но грянул первый кризис. Из-за проблем с финансированием строительство было частично остановлено в апреле 2009 года. В июне 2009 года были остановлены практически все работы. В конце 2009 года произошла смена генподрядчика, вместо «Трансстроя» «Мечел» привлёк к строительству свою дочернюю структуру — ЗАО «Металлургшахтспецстрой».

Средства на продолжение строительства были получены за счет размещения облигаций «Мечела» в государственных банках. В 2010 году были погашены долги перед подрядчиками и началось сооружение трассы через Становой хребет вдоль реки Алгомы.

В начале сентября 2011 года был сдан в эксплуатацию участок до 209-го километра, где была построена перевалочная станция. Уголь, добыча которого на Эльге началась в августе 2011 года, подвозили на 209-й километр автомобильным транспортом.

В середине января 2012 года прокладка железнодорожного пути до Эльгинского угольного месторождения была полностью закончена. Открылось сквозное железнодорожное сообщение от станции Улак до Эльгинского месторождения.

ВАХТА ИЛИ ПОСТОЯННЫЙ?

Первые годы руководство «Мечела» настаивало на том, что Эльга будет осваиваться только вахтовым методом. Жить там постоянно никто не собирался, на вахты приезжали сотрудники из Амурской области и работники «Якутугля» из Нерюнгри.

Обычная история: точно также было и с Нерюнгри. Первые руководители города Петр Федоров и Леонид Торговкин рассказывали, что поначалу руководство страны хотело добиться сиюминутных целей с минимальными затратами. Взять нерюнгринский уголь только за японские деньги, своих не тратить. «Сначала хотели обойтись малыми деньгами. Думали, построим Пионерный поселок, и хватит. Но потом поняли, что большой город строить все-таки придется», – говорит Леонид Торговкин. Как вспоминает Петр Федоров, поначалу планировался вахтовый» Нерюнгри, который должен был на 60 процентов состоять из холостяков, и только 40 процентов должны были стать семейными. Да и то, семейным поначалу приезжать партия не разрешала. Расчет понятен: «город холостяков» требовал меньше школ, детсадов и больниц. В отличие от сегодняшней ситуации, когда Нерюнгри стал «городом женщин», мужчин в первые годы было на 20 процентов больше!

«Временный» рабочий посёлок Эльга для работников, осваивающих месторождение, был построен, в основном, в 2011 году. В июле 2012 года на Эльгу приезжала тогдашний премьер Якутии Галина Данчикова. Именно тогда были впервые вплотную подняты вопросы создания нового муниципального образования в Нерюнгринском районе – поселка Эльга. Это означало появление в новом муниципальном образовании школы, учреждения здравоохранения, почты, отделения полиции, пожарной охраны и других учреждений и организаций, которые есть в каждом населенном пункте.

Еще через восемь лет, то есть сегодня, руководство Якутии приняло окончательное решение о том, что Эльга будет не вахтовым, а постоянным поселком.

ПЕРВЫЕ ОБЪЕКТЫ

Много ли найдется желающих там жить (в условиях, когда и в Нерюнгри людей завлекать достаточно трудно), пока не очень понятно. Но, как мы видим, социальные объекты там уже начали строиться – хотя бы и пока за счет «Мечела».

Буквально только что — в январе 2019 года — на Эльге построили новый банно-прачечный комплекс, два общежития: на 40 мест для инженерно-технического состава, и на 120 мест – для рабочих. Еще одно жилое здание на 120 мест будет сдано в ближайшее время.

О том, что решение по Эльге принято, первым сообщил глава Якутии Айсен Николаев 28 января, комментируя итоги рассмотрения финансово-хозяйственной деятельности АО ХК «Якутуголь» и ООО «Эльгауголь». «Сегодня мы договорились с «Мечелом» о создании в первом полугодии 2019 года «дорожной карты» по созданию постоянного населённого пункта на Эльге», – сообщил глава республики.

По мнению Николаева, целесообразность создания посёлка на постоянной основе на Эльгинском угольном месторождении в Нерюнгринском районе уже не вызывает сомнений. В этой работе примут участие правительство республики и администрация Нерюнгринского района.

Олег СОЛОДУХИН.

г.Нерюнгри.

Источник

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)