Загадки седого Чульмана

Нерюнгри

В 2026 году будет отмечать вековой юбилей самый старый из поселков Нерюнгринского района — Чульман.

Этот поселок – живая история Южной Якутии. На самом деле он начинался еще раньше – в 1902-1903 году. Чульман стал свидетелем и непосредственным участником многих значительных героических событий, напрямую связанных с историей нерюнгринского края и коренным образом повлиявших на его развитие. Сюда пришли первые строители трассы, пробивавшей дорогу на север. Здесь стояли лагеря ГУЛАГа. Отсюда уходили люди на фронты Великой Отечественной войны. Почти четверть века Чульман был районным центром. С него начинался Нерюнгри – здесь жили все первооткрыватели и многие первостроители. Дороги первопроходцев, оставшихся в истории освоения нашего края, начинались в Чульмане.

БЕЗ ТАБЛИЧЕК

Но достаточно ли мы храним память о самом старом поселке и его истории? Не пропадает ли бесследно долгая память Чульмана из-за беспечности современников, их вечной озабоченности сиюминутными делами и проблемами?

Да, пропадает! Вот совсем свежий факт. Недавно в Чульмане был снесен дом на улице Олега Кошевого, в котором жил Лазарь Минкин (3 июня 1924 — 13 мая 2003). Советский и российский геолог, первооткрыватель Нерюнгринского угольного месторождения, лауреат Государственной премии СССР, почетный гражданин Нерюнгринского района жил в этом доме здесь с 1950 по 1960 год. В Южно-Якутской ГРЭ Якутского геологического управления он работал геологом, старшим геологом, начальником геологосъемочных, тематических, картосоставительских партий. В 1953 году Минкин первым открыл пласт «Мощный» Нерюнгринского угольного месторождения. Можно сказать, что если бы не он, нас бы здесь не было.

Дом на улице Олега Кошевого снесен как ветхий. В прошлом году его последние обитатели были расселены по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. Кто-нибудь из них знал, что один из «отцов» Нерюнгри жил в их доме? Вряд ли, потому что даже памятной таблички на этом доме никогда не было. А теперь память и вовсе ушла.

Чуть раньше в Чульмане снесли дом на той же улице Олег Кошевого, где жила Галина Лагздина (1926 – 2011). После окончания Ленинградского университета в 1948 г. была направлена на работу в Якутию в геолого-съемочную партию. В 1951 году при ведении съемочных работ ею был открыт пласт «Пятиметровый» Нерюнгринского месторождения. И тоже – ни таблички, ни мемориала.

Загадки седого Чульмана

Летом 2018 года историки, краеведы, патриоты своего края объединились для того, чтобы не дать истории кануть в Лету. Историко-краеведческая экспедиция, которую организовал народный депутат Якутии Александр Кошуков, делает первые шаги по старинному поселку, подробно и скрупулезно изучая его героические и трагические страницы.

Мы надеемся, что эта долговременная акция поможет создать местный реестр достопримечательностей, исторических и памятных мест Чульмана. Это стало бы хорошим подарком к 100-летию поселка.

ЗОЛОТО НА ВЕРБЛЮДЕ

Загадки седого Чульмана

Официальной датой рождения Чульмана считается 1926 год, когда недалеко от места, где располагается нынешний поселок, пришли первые 19 постоянных жителей – 14 мужчин и 5 женщин. Их поселок сначала назывался Утесный, позже получив название Чульман по имени реки, протекающей по окраине поселка. С эвенкийского это слово переводится как «белый камень», напоминая о белых березняках, которые и сегодня кое-где растут по берегам реки.

Появление Чульмана в качестве поселка на карте молодой страны было напрямую связано с открытием золотоносных месторождений на ручье Незаметном. Начавшееся строительство постоянной автомобильной дороги от Амурской области до Якутска потребовало появления перевалочных баз, новых населенных пунктов для строителей и эксплуатационников.

На самом деле, браконьеры (дикие старатели) и частные артели добывали здесь золото, начиная с середины ХIХ века. Заходили сюда и гости из соседней империи — Поднебесной. Даже сегодня, 150 лет спустя, можно услышать легенды о том, как, рискуя жизнью и свободой, китайские контрабандисты на верблюдах или другим транспортом везли на север спирт и опиум, а отсюда увозили намытые в ручьях килограммы золота. Если бы тогда здесь нашелся свой Джек Лондон, золотой Чульман был бы известен миру не меньше Юкона. В Чульмане есть и своё (ныне забытое и заброшенное) китайское кладбище, которое недавно вместе с нерюнгринскими казаками «раскопал» в лесу не далеко от поселка чульманский историк и краевед Чингиз Андрющенко.

Про верблюдов, которые в то время гордо шествовали с грузами по Якутии – это тоже нисколько не преувеличение. Доказательством тому – фотоальбом 1928 года выпуска, который хранится в нерюнгринском музее Александра Кошукова и рассказывает об истории возникновения первого на территории Якутии государственного образования — Якутской Автономной Советской Социалистической Республики.

В этом фотоальбоме есть в буквальном смысле «фоторепортаж» с Алданского тракта. Дорога, которую мы сегодня называем Амуро-Якутской магистралью, тогда только-только начиналась. А здесь размещены фотографии зимовий, с которых именно в те годы начинались поселки Южной Якутии. Здесь есть и фото домика дорожного мастера на строящейся Амуро-Якутской дороге, караван верблюдов, идущий по этой дороге до прииска «Незаметный». Верблюды в караване, верблюды крупным планом, покрытые снегом гуляют по морозу и внимательно смотрят на фотографа.

Даже насчет опиума — тоже не преувеличение. В то время опиум считался не наркотиком, а лекарством. Одна из фотографий в этом редчайшем альбоме так и подписана: «Плантация опиума», на которой труженики-крестьяне бережно ухаживают за маком.

ПЕРВАЯ ВОЛНА

Несмотря на существование общепринятой официальной даты рождения Чульмана – 1926 год, первые упоминания об Утесном в документах появились еще в начале ХХ века, как только в России заговорили о необходимости строительства дороги до Якутска.

Еще якутский губернатор, действительный статский советник Иван Иванович Крафт (5 апреля 1861 — 21 ноября 1914) писал: «Учреждение Якутско-Неверского зимнего тракта позволит намного сократит путь в Якутск от Сибирской железной дороги и удешевит доставку товаров». Свое предложение он обосновывал тем, что выход Якутии к Транссибирской магистрали будет содействовать дальнейшему экономическому развитию края, что в свете последующих в течение нового века событий выглядит очень логично.

«Первые дома Утёсного, впоследствии Чульмана, появились здесь в 1902-1903 годах на правом притоке реки Чульман, в устье ключа Быстрого, ныне Семёновского. Это само по себе тоже необычно для Российской империи, где большая часть городов, крепостей и посадов закладывались по царскому указу, Утёсный — Чульман застроится у речной переправы самопоселением»,- рассказывает участник и консультант экспедиции, краевед и историк, житель Чульмана Чингиз Андрющенко.

Строить дорогу начали намного раньше прихода в наши края Советской власти. Как только началось освоение территории, сразу же появился зимник. Автомобилей здесь еще не было, шли гужевым транспортом. Через каждые 25 километров стояло зимовье. Отсюда возникло название Будка – в ней начали ремонтировать появившийся в наших краях первый автотранспорт.

По словам Чингиза Андрющенко, в истории Чульмана было шесть «волн» заселения поселка. Самой мощной оказалась «БАМовская» – в 70-е годы, когда начали строить Нерюнгри и весь Южно-Якутский территориально-промышленный комплекс. Первые нерюнгринцы сначала жили в Чульмане. В общей сложности, через поселок за всю его историю прошли полмиллиона человек.

КИТАЙСКОЕ КЛАДБИЩЕ

Загадки седого Чульмана

Люди жили здесь и умирали. Тем не менее, итоги розыска одного из самых первых кладбищ Чульмана в лесу за поселком, тянут на сенсацию. Кладбище действительно было на том месте, о котором рассказывали старожилы. До того, как на это место попала экспедиция Александра Кошукова, здесь побывали нерюнгринские казаки, которые узнали о кладбище от своих отцов и дедов.

Мы побывали на этом месте. Здесь и сегодня сохраняется немало загадок. Недалеко от кладбища, на правом берегу реки Чульман, располагалось место, которое местные старожилы называли «китайский поселок». В начале ХХ века китайцев в Чульмане было очень много. Они ходили в своих национальных шляпах, имевших коническую форму (такие головные уборы можно встретить в Китае и сегодня на людях старшего поколения) и занимались, как правило, «темными» для непосвященных делами.

Многие живущие и сегодня старожилы Чульмана до сих пор помнят китайца с трудно запоминаемым именем, который каждый год продавал жителям поселка лук. Лука у него было очень много. Как он его выращивал на Севере, он держал в строжайшей тайне. Местные жители просили его продать семена. Он соглашался, и семена охотно продавал. Но ни у кого из чульманцев китайский лук не всходил. Загадка раскрылась только много лет спустя, когда китайца давно уже не было в поселке. Перед тем, как продавать семена чульманцам, он ошпаривал их кипятком. Ждать всходов после этого было уже бесполезно.

«В нашу эру край обживут сначала тунгусы, затем появятся якуты. Для китайской же цивилизации, горная страна, в которой лежит Чульманское плато, станет естественной её границей с севера. Китайцы будут называть эти горы Внешним Хинганом. При русских хребты поименуют иначе: Яблонный и Становой. Китай будет считать эти земли давно своими, когда в них зайдёт Россия», — утверждает Чингиз Андрющенко.

Поэтому ни названию «китайское кладбище», ни самому факту его существования удивляться не приходится. Позже он получало названия и «якутское», и «эвенкийское». Почему – не очень понятно. Возможно, что позже там хоронили не только китайцев, но и коренных жителей.

Рассказывают, что на могилах китайцев были очень красивые надгробья. Есть версия, что было несколько могил эвенков, в годы советской власти работавших в местном колхозе. Но потом они были перезахоронены в другом месте, ближе к Иенгре.

Сегодня только по косвенным приметам можно догадаться, что здесь было кладбище. Есть остатки земляных холмиков. На выросших деревьях, теперь на высоте полтора-два метра – остатки креплений от оградок (скобы, порезы стволов). Четыре могилы раскопаны – на их местах остались внушительные ямы.

КРЕСТ ПАМЯТИ

Загадки седого Чульмана

Православная традиция говорит о том, что с окончанием похорон совсем не прощаемся с тем, кого любили. Долгая память об усопшем — лучшая дань уважения и скорби. На могиле православного человека обязательно должен стоять православный надгробный крест, который напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Крест — это жизнь, наша надежда и спасение, крест — это победа над смертью.

Около трех лет назад народный депутат Якутии Александр Кошуков вместе со своими соратниками установил крест на заброшенном кладбище в поселке Чульман. В памятном событии участвовали дети из городской гимназии №2, педагоги, родители. Таинство освящения провел местный православный священник, настоятель Храма святого князя Владимира поселка Чульман иерей Артемий Шарашин.

На том кладбище в черте поселка немало давно заброшенных могил, на которых уже выросли огромные деревья. Но есть и ухоженные надгробья со свежими цветами, что говорит о том, что и «старое» кладбище Чульмане живет, и по-прежнему нужно людям.

С «китайским кладбищем» история сложнее. Вряд сегодня ли живы близкие людей, которые были здесь когда-то похоронены.

Тем не менее, это место многое может рассказать об истории Чульмана. И значит, здесь еще есть над чем поработать историкам и краеведам.

Олег СОЛОДУХИН.

п. Чульман

Фото автора

Источник

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)