Аляска-Якутия. Удастся ли растопить ледяной занавес?

Якутия

Миссия, принятая на себя Дэвидом Рамсером, исследователем, журналистом и писателем, очень благородная и вселяет оптимизм. Его маршрут народной дипломатии включает Владивосток, наш Якутск, далее Петропавловск-Камчатский, Магадан, Анадырь и Хабаровск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У всех этих городов есть города-побратимы на Аляске, и он мечтает возобновить побратимские связи, заглохшие в последнее десятилетие. Для этого у него есть эффективный инструмент – книга «Растопить ледяной занавес: невероятная история народной дипломатии на границе России и Аляски», о которой он будет рассказывать и распространять ее среди простых россиян и тех, кому интересна история взаимоотношений двух стран. Презентации книги проходят не только у нас, в России, но и на другой части света – в США в Вашингтоне, в университете Северной Каролины, где он учился. А на Аляске он, по его словам, провел 50(!) презентаций.

12 июля конференц-зал «Якутск» гостиницы «Азимут-Полярная звезда» был полон, что вселяет и надежду, и веру. Веру, что потепление между нашими странами наступит. Перед началом презентации мне удалось с несколькими коллегами-журналистами задать вопросы Дэвиду Рамсеру.

Оказалось, что это не первый его визит в Якутск: «Это не мой первый визит. В Якутии был уже четыре раза. Последний раз был здесь более 20-ти лет назад. И город очень сильно изменился. Я очень впечатлен».

Традиционно он начал наше общение с рассказа о главной идее книги и поделился своим мнением о связях Якутии и Аляски.

Дэвид Рамсер: «Аляска очень близко расположена к России, всего около 100 км. по Беринговому проливу. И в течение многих столетий жители с обеих сторон свободно передвигались между этими берегами, поддерживали родственные связи, дружили. После второй мировой войны, когда началась холодная война, наши правительства стали подозревать друг друга, что та или другая сторона может навредить. И в 1948 году советское и американское правительства закрыли границу по Беринговому проливу. Семьи оказались разлучены по обе стороны берега.

Только в 1980-х годах началась кампания по открытию границы. С целью, чтобы жители с обеих сторон могли общаться. Это было частью новой политики, которую проводил Михаил Горбачев. И книга о том, как обычные люди по обе стороны границы стали работать по открытию границы и добились этого. И одним из успешных пунктов стало создание городов-побратимов.

Города-побратимы Якутск и Фэрбенкс оказались одними из первых и по сей день остаются самыми активными и продолжают поддерживать, развивать свои связи. Когда вчера вечером я прилетел в Якутск и посмотрел на город, то подумал, как он сильно похож на Фэрбенкс! Открытые пространства, река и ее протоки, растительность — все очень похоже на Фэрбенкс. Считаю, что одним из главных условий того, почему побратимские связи оказались успешными, это то, что Якутск и Фэрбенкс находятся в одинаковых природных условиях и далеки от столиц — Москвы и Вашингтона, и, главное, люди, живя в таких схожих природных условиях, лучше понимают друг друга».

— Господин Рамсер, вы знакомы с проблемами Арктики. На ваш взгляд, какие проблемы самые острые сегодня, какие из них выделили бы?

Дэвид Рамсер: «Вы знаете, что сегодня Арктика очень сильно меняется из-за глобального потепления. И я считаю, что США надо перенять опыт России именно в том, как работать в Арктике, потому что половина территории Арктики приходится на Россию. Вы знаете, как работать в Арктике, в арктических условиях, у вас есть 25 работающих ледоколов, в то время как у США есть только два, да и то они почти не работают. Единственная причина, по которой США являются арктической страной, это – Аляска.

Я думаю, что Аляска и Россия могут работать совместно именно по разрешению арктических проблем, включая, во-первых, транспортную инфраструктуру. А также по совместной разработке природных ресурсов, полезных ископаемых, охране территории от чрезмерного загрязнения и т.д. Две недели назад я на китобойных кораблях проплыл вдоль арктического берега. Мы останавливались в совсем небольших поселениях, жители которых зависят от морского промысла. И это было именно вдоль российского берега. Люди рассказывали мне о своих проблемах и они такие же, как на Аляске. Именно из-за того, что меняется климат, изменилось поведение морских животных. В некоторых местах моржи не возвращаются с зимней миграции. В то же время, например, на Аляске коренным жителям приходится плыть все дальше и дальше, чтобы найти китов, потому что они уже не там, где были раньше».

— В этой связи, Ваше мнение о развитии Северного морского пути. Якутия с 1990-х годов поднимает этот вопрос. Заинтересованы ли США? Есть ли экономический интерес?

Дэвид Рамсер: «Насколько я знаю, американцы заинтересованы. В первую очередь, торговый флот, те, кто занимается торговлей. С другой стороны, к сожалению, большинство американцев даже не знают, что такое Аляска, и где она находится. Севморпуть он, скорее, больше полезен вам, чем нам. В то же время на севере Аляски есть много полезных ископаемых, например, месторождения газа, который будет легче транспортировать кораблями, чем строить целую сеть трубопроводов».

— Вы в прошлом в Якутию приезжали в составе официальных делегаций или по исследовательским проектам?

Дэвид Рамсер: «Университет Аляски в 1993 году открыл американо-российский центр. Мы получили большое финансирование от правительства США в Вашингтоне, чтобы продвигать эти программы. Я работал в этом центре в течение двух лет и в это время приезжал в Якутск два раза, чтобы проверить, как продвигаются наши проекты. Вы, конечно, слышали про Северный Форум, секретариат которого сейчас находится здесь, в Якутске. Первый раз приехал по линии Северного Форума, когда я работал в правительстве Аляски, и тут была организована конференция. И это было первый раз, когда я попробовал жеребятину и кумыс» (улыбается).

— Кстати, в связи с Северным Форумом, в Якутии очень хорошо помнят Уолтера Хикеля, уважают его. Вы были знакомы с ним? Что о нем могли бы рассказать?

Дэвид Рамсер: «Он приехал на Аляску в 1950-х годах и, как он сам рассказывал, у него в карманах был один доллар. За это время он стал одним из самых богатых людей на Аляске и дважды избирался губернатором штата. И он был одним из первых американцев из живущих на Аляске, кто приехал в Советский Союз, это было еще в 1970-х годах, чтобы начать переговоры об открытии пролива. Он скончался где-то десять лет назад. Всю свою жизнь он боролся с Вашингтоном, потому что считал, что Вашингтон не знает, как надо вести дела на Аляске. И поэтому, когда скончался, он был похоронен в стоячем положении, как бы смотрящим в сторону Вашингтона. Когда я впервые приехал в Якутск, Уолтер Хикель был в составе делегации».

Дэвид Рамсер надеется найти здесь, в Якутске, заинтересованного и доброжелательного читателя своей книги. Презентацию с краткой вступительной речью открыл первый заместитель министра внешних связей и делам народов республики Владимир Васильев, кстати, до этого руководивший Академией Северного Форума. Дэвид Рамсер, представляя свою книгу, рассказывая о временах, когда был растоплен лед, заряжал своим оптимизмом и уверенностью, что не простые времена во взаимоотношениях Российской Федерации и США уйдут в прошлое. Он в этом не одинок, также считают и якутяне, собравшиеся в зале.

Выступившие Капитолина Алексеева, Мария Гаврильева, Анастасия Божедонова, учителя из Национальной гимназии вспоминали из своего опыта народной дипломатии и Северного Форума. Известный исследователь и журналист, писатель Иван Негенбля рассказал о том, как он работал совместно с аляскинцами по изучению истории трассы Алсиб. Уроки 1980-1990-х не должны забываться. В книге Рамсера изложена своего рода модель взаимоотношений между соседями, рассказано, как может работать, и притом успешно и продуктивно, народная дипломатия.

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)