В Черский прилетали два космонавта

Якутия

Герой Советского Союза, космонавт-исследователь Олег Атьков и Герой России, лётчик-космонавт Валерий Токарев побывали в Черском в составе экипажей самолётов-амфибий ЛА-8 и «Борей» в рамках Международного кругосветного океанического перелёта. Эти воздушные суда выпускаются в научно-производственном объединении «АэроВолга» в Самарской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот что сообщил наш корреспондент Алексей Курило из Нижнеколымского района Якутии.

По предварительной информации, самолёты-амфибии должны были побывать в Черском 13-15 июля, но они прилетели раньше на два дня. 11 июля в 13:05 в аэропорту посёлка Черский совершил посадку самолёт «Сесна», пилотируемый Андреем Ивановым и Эдуардом Лосеевым. Андрей Иванов возглавляет Межрегиональную общественную организацию пилотов и граждан-владельцев воздушных судов. С ним я и побеседовал в ожидании других самолётов, участников перелёта.

— Мы совершаем кругосветный океанический перелёт. Стартовали в Самаре, пролетели по Северу. В перелёте участвуют двухместный самолёт-амфибия «Борей» и два больших самолёта-амфибии ЛА-8. За прошедшие дни перелёта техника показала себя с лучшей стороны – самолёты простые, доступные и надёжные. Одной заправки «Борею» хватает на 700 км, а ЛА-8 – до 2000 км. В СМИ широко освещают наш перелёт, и мы тоже фотографируем и проводим съёмки видеофильма. В условиях Крайнего Севера можно и нужно развивать малую авиацию – это действительно перспективное направление, это и транспортная безопасность и доступность, это свобода передвижения людей и оказание медицинской помощи жителям отдалённых населённых пунктов, — рассказал Андрей Иванов.

При вылете из Чокурдаха участники экспедиции планировали, что в Черском осуществят посадку только «Сесна» и «Борей», а ЛА-8 пойдут напрямую в город Певек Чаунского района Чукотского автономного округа. Но пока мы беседовали с Александром Ивановым, пришла информация, что из-за ухудшения метеоусловий в Певеке, самолёты-амфибии ЛА-8 также прилетят в Черский, а на Чукотку полетят все вместе, на следующий день.

Вторым в Черском приземлился «Борей» — маленький двухместный самолёт-амфибия, а через 15-20 минут один за другим сели два ЛА-8. Знакомимся с участниками перелёта – Герой России, лётчик-космонавт Валерий Токарев; Герой Советского Союза, космонавт-исследователь Олег Атьков; председатель совета директоров НПО «АэроВолга», пилот-спортсмен Сергей Алафинов; летчик-испытатель, командир летно-испытательного отряда НПО им. Г.М.Бериева Владимир Евстафьев и другие.

Можно считать сенсацией приезд в Черский двух космонавтов, один из которых Герой России, второй – Герой Советского Союза. До этого в Черском бывал лишь один космонавт – дважды Герой Советского Союза Владимир Ляхов, но это было ещё в советское время.

Участники перелёта пообщались с работниками аэропорта, а я поговорил с Валерием Токаревым. С первых минут разговора стало ясно, что тема работы авиации на Севере для него одна из основных, и он прекрасно понимает, что на обширных просторах Заполярья лишь авиация может обеспечить людям уверенность в завтрашнем дне. Своим перелётом авиаторы преследуют несколько целей и одна из них – демонстрация возможностей авиатехники.

«Вылетев из Самары, мы взяли курс на аэродром рядом с Пермью, далее пошли на север – Норильск-Хатанга-Саскылах-Тикси-Чокурдах-Черский. Эта авиатехника не требует стороннего обслуживания, мы лишь производим дозаправку. Двигатели используют автомобильный «девяносто пятый» бензин, если его нет в аэропорту, всегда можно взять канистры и съездить на заправку. Эти самолёты не только пригодятся, они нужны в Арктике и особенно необходимы для малонаселённых и труднодоступных мест! Если мы хотим осваивать Арктику и создать условия для людей», — рассказал Валерий Токарев.

Увы, но время пребывания у гостей Нижней Колымы было ограничено. Вечером 11 июля они встретились со школьниками в Центре социально-психологической поддержки семьи и молодёжи. Там они рассказали о космических полётах, о работе на международной космической станции, и конечно же, о международном кругосветном океаническом перелёте.

Сергей Бочаров и Олег Атьков(справа).

А утром следующего дня они ещё раз встретились с директором аэропорта Черский Сергеем Бочаровым, пообщались за чашкой чая, затем сделали запись в книге почётных гостей и, сфотографировавшись на память, вылетели на Чукотку.

Глава Нижнеколымского района Иван Суздалов считает, что «арктическим районам необходима такая авиатехника. Самолёт-амфибия «Борей» подойдёт для патрулирования тундры. А амфибии ЛА-8 – идеальное средство для перевозки восьми пассажиров в сёла, рыболовецкие участки и оленеводческие бригады – чего-чего, а воды в Арктике достаточно».

Валерий Токарев(слева) и Иван Суздалов.

«Мы считаем, что такая отечественная авиационная техника сейчас крайне нужна на севере Якутии и в целом Российской Федерации, и именно поэтому с прошлого года ведём активную работу с НПО «АэроВолга». Кстати, представители этого объединения участвовали в мае текущего года в работе межрегиональной научно-практической конференции «Создание транспортной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) на базе инновационных технологий: амфибийная и вездеходная техника», проведённой по инициативе ТПП РС(Я)», — сказал руководитель Торгово-промышленной палаты Республики Саха (Якутия) Владимир Членов, комментируя перелёт самолётов-амфибий по арктическим районам.

А вот что думает человек, налетавший немало часов в небе и Нижнеколымского района и Арктики в целом, первый вице-президент Ассоциации гражданской авиации «Авиасоюз» Сергей Анциферов: «Чем больше самолётов будет предложено на рынке, тем легче авиакомпаниям можно будет сделать выбор исходя из конкретных условий эксплуатации, инфраструктуры, объёмов работ. Идея этого перелёта у Сергея Алафинова и Валерия Токарева появилась десять лет назад. Это хорошая идея. ЛА-8 – интересный проект, отечественная разработка, у самолёта неплохая аэродинамика и он, несомненно, займёт свою нишу на рынке.

Можно порадоваться за участников этого перелёта и пожелать им удачи! Если говорить о Нижнеколымском районе, то подчеркну, что Колымо-Индигирский объединённый авиаотряд последним в стране закончил эксплуатацию самолёта Ан-2 на поплавках. К сожалению, нам не удалось тогда убедить министерство гражданской авиации в необходимости продления срока эксплуатации. Очень жаль, что в нашей стране выпал значительный период времени эксплуатации гидросамолётов. А сейчас мы подошли вновь к необходимости такой техники. А перспективы гидроавиации у России громадные».

Оцените статью
Открытая площадка Республики Саха (Якутия)